Программа взаимодействия с родителями "Союз сердец"

Разделы: Работа с родителями


Мы, взрослые, просто обязаны
Идти по жизни рядом с детьми,
Идти вместе и дружно рука об руку,
Локоть к локтю, а главное – ум к уму
И доброта к доброте!
И тогда у нас все получится.
Просто не может не получиться.
Соловейчик С.Л.

Пояснительная записка

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание - потеря времени», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?

Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.

Основная цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.

Основные задачи:

  • повысить роль школы в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;
  • сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
  • создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
  • пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
  • демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
  • активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.

Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительский лекторий «Академия любящих родителей», творческие мастерские и игровые тренинги,временные творческие группы родителей класса, презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа; копилка "вопрос - ответ".

Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:

  • познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.;
  • трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок и т.д.;
  • досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, игровые программы и т.д).

Методы взаимодействия:

  • Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
  • Психологическое заражение - воспитание психических состояний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью.
  • Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
  • Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
  • Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
  • Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.

Принципы в работе:

  • управление с самого начала должно предусматривать участие всех членов коллектива: детей, родителей и классного руководителя;
  • воспитание личности прежде всего - развитие ее деятельности в содружестве со взрослыми. Подростковый возраст не зря называется временем действий: общение и деятельность детей, их семей и учителей;
  • внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя при организации совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
  • возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
  • утверждение здорового образа жизни;
  • активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
  • создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и школы по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.

Оценка предполагаемых результатов:

  • наблюдение и анализ межличностных отношений;
  • контроль за развитием личности методом анкетирования и диагностики;
  • участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках и т.д.;
  • отзывы детей, родителей.

Содержание программы

Организация работы с учащимися, их родителями и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков: "Семья и здоровье", "Семья в обществе", "Семья и ценности".

1. "Семья и здоровье"

Состояние счастья сильно зависит от той заботы,
которую мы проявляем по отношению к нашему телу.
Через гармонию тела проявляется торжество духа.
Умственная ясность имеет сугубо физическую основу:
П.С. Брегг

Показатель

Характеристика

Цель:

формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения

Задачи:

  • показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
  • научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
  • формировать у учащихся потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Направления деятельности:

пропаганда здорового образа жизни

Содержание деятельности:

  • акции;
  • социальные рекламы и сюжеты;
  • тематические беседы с детьми, родителями;
  • игровые программы;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • соревнования;
  • психологические занятия;
  • "Минутки здоровья" в образовательном процессе;
  • разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для учащихся, родителей, педагогов;
  • организация питания;
  • использование средств телекоммуникации и регулярной почты, создание сайта и размещение его на Интернет-представительстве школы;

Ожидаемые результаты:

  • овладение навыками психофизической саморегуляции;
  • овладение элементарными знаниями о сохранении здоровья.

2. "Семья в обществе"

Дети - это наш суд на миру, наше зеркало,
в котором совесть, ум, честность,
опрятность нашу - всё наголо видать:
В.П.Астафьев

Показатель

Характеристика

Цели:

  • повышение педагогической, правовой культуры родителей;
  • создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности;
  • формирование социально-активной личности гражданина.

Задачи:

  • содействовать укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев;
  • сформировать модель единого культурного пространства "ребёнок - семья - социум";
  • ознакомить с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Законом об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Уставом учреждения;
  • сформировать представление о социальных правах и обязанностях;
  • способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;
  • активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса.

Направления деятельности:

  • психолого-педагогическое просвещение;
  • правовое просвещение.

Содержание деятельности:

  • экскурсии;
  • копилка "вопрос - ответ";
  • выставки;
  • организация работы с родителями:
  • родительский лекторий «Академия любящих родителей»;
  • консультации для родителей по проблемам воспитания ребенка в семье;
  • творческие мастерские и игровые тренинги;
  • совместная деятельность родителей, детей и педагогов на основе общности интересов в школе и микрорайоне совместно с ТОСом;
  • день Открытых дверей в школе "Дети любимым родителям".
  • участие в деятельности Управляющего совета школы;
  • работа классного родительского комитета;
  • использование средств телекоммуникации и регулярной почты, создание сайта и размещение его на Интернет-представительстве школы;

Ожидаемые результаты:

  • овладение психолого-педагогическими и правовыми знаниями;
  • овладение коммуникативными навыками;
  • укрепление семейных традиций;
  • формирование уверенности в собственной социальной личной значимости.

 3."Семья и ценности"

Только добро, творимое человеком,
остаётся, и благодаря ему жизнь
чего-нибудь стоит.
Ж.Ж.Руссо

Показатель

Характеристика

Цели:

  • развитие нравственных и духовных ценностей;
  • раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и семейные традиции.

Задачи:

  • развивать и воспитывать культуру общения;
  • содействовать укреплению семейных традиций;
  • включать учащихся в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;
  • помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования;
  • развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного.

Направления деятельности:

  • укрепление детско-родительских отношений;
  • формирование семейных ценностей.

Содержание деятельности:

  • родительский лекторий;
  • игровые программы;
  • совместные выставки;
  • совместная работа в школьном музее;
  • конкурсы;
  • творческие вечера;
  • родительские собрания;
  • экскурсии;
  • походы и т.д.

Ожидаемые результаты:

  • овладение навыками культуры общения;
  • укрепление и развитие семейных традиций;
  • личностное самосовершенствование;
  • развитие творческого потенциала;

Приложение