Знакомство с нашими именами

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формирование первоначальных представлений о происхождении своего имени.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с историей своего имени.
  • Воспитывать уважение к имени другого человека.
  • Вызвать у детей интерес к данной теме и желание правильно научится обращаться к другим людям по имени.
  • Развивать любознательность.

Предварительная работа:

  • организация выставки фотографий “Я и моя семья ”
  • изготовление группового альбома “Генеалогическое древо моей семьи”
  • чтение произведений: А.Кушнер “Не шумите”, Р. Сеф “ Дед Пахом поставил дом”, А.Л. Барто
  • циклы стихотворений “Вовка - добрая душа”, “ Мы с Тамарой”, “Настенька”, З.Александрова “Катя в яслях”, Т. Агибалова “Мы сегодня всех ребят” и др.

Материал к занятию:

  • семейные фотографии;
  • заготовка основы “звёздного” неба имен;
  • звёзды с именами детей группы;
  • двухсторонний скотч.

Ход занятия

1. Минута вхождения в занятие в кругу. Упражнение “Здравствуйте”. Здравствуй, небо! (Дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, земля! (Дети приседают)

Здравствуйте, мои друзья! (Дети берутся за руки).

Воспитатель:

Ребята, попробуйте отгадать загадку:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.

- Что это такое? Правильно - имя. Имя есть у каждого человека. Когда рождается ребёнок, то его родители дают ему имя. По имени, как правило можно определить пол ребёнка - мальчик это или девочка. А для чего люди дают друг другу имена?

Дети: Люди дают имена, чтобы отличить одного человека от другого, различать людей.

2. Упражнение “Наши имена”.

Дети садятся в круг, воспитатель катит мяч одному из них. Поймав мяч, ребёнок называет своё имя и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель: А если встречаются люди с одинаковыми именами - что тогда делать? Ребята, в нашей группе есть дети с одинаковыми именами? (Да).Таких людей ещё называют “тёзками”. Имена у них одинаковые, а чем же они отличаются друг от друга?

Дети: У них разные фамилии.

Воспитатель: Правильно: имена у них одинаковые, а вот фамилии разные. Но одно и тоже имя в разной обстановке можно назвать по разному.

3. Чтение стихотворения “ Настенька ”[1].

Едет, едет Настенька,
В новенькой коляске,
Открывает ясные,
Новенькие глазки.
Подбегает к Насте,
Паренёк вихрастый:
Просит он: - Настасья,
Улыбнись на счастье!

Воспитатель: Ребята, сколько девочек было в стихотворение?

Дети: Одна.

Воспитатель: Правильно - одна, её зовут Настя. Но в разных ситуациях её могут называть по-разному. Я приведу вам ещё один пример: на работе или в школе человека могут звать - Татьяна, а дома, в кругу семьи - Танюшка, Тая, Татьянка.

4. Упражнение “Назови своё имя по-разному”.

Дети называют свою имя - в детском саду и дома.

  • Сергей - Серёжа, Серенький, Сергуня.
  • Артём - Тёма, Тёмочка.
  • Анастасия - Настя, Насттюша, Настасья.
  • Михаил - Миша, Мишаня, Мишенька.
  • Людмила - Люся, Мила, Людмилка.
  • Дмитрий - Дима, Митя, Димуля.

5. Сообщение.

Воспитатель: Раньше на Руси наши предки давали своим детям другие имена. Например: Любомир - любящий мир.

  • Добрыня - славящийся добром;
  • Вышеслав - прославленный среди высших;
  • Путислав - прославивший свой путь;
  • Чеслава - прославленная [5].

Воспитатель: Существовало много красивых имён, которые к сожалению, сейчас встречаются не часто. Я познакомлю вас с ними. В этом нам помогут пословицы.

  • Рад Яков, что пирог с маком.
  • По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан.
  • Мели, Емеля, твоя неделя.
  • Про горького Егорку поют и песню горькую.
  • Туги орешки Терешке[3].

Но прошли времена и детей стали называть по-другому. Например: Николай, Наталья, Анатолий, Никита, Марина и ещё много разных имен.

6. Динамическая пауза “Медвежата” [4]:

Медвежата в чаще жили,
Нежно, радостно дружили.
Вот так, вот так.
Медвежата те дружили.

Дети обнимаются, жмут друг другу руки, улыбаются

Мишки фрукты собирали,
Дружно яблоньку качали.
Вот так, вот так.
Дружно яблоньку качали.

Наклоны вперёд-назад с вытянутыми перед собой руками, 7-10 раз

Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так.
Эти мишки воду пили.

Ходьба вперевалку на ребре стопы. Наклоны вперёд, руки сложены за спиной “замком”, 7-10 раз

А потом они плясали.
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так.
К солнцу лапы поднимали.

Прыжки с поочередным подниманием колен на уровень живота. Руки поднимаются вверх и опускаются вниз, 5-8 прыжков

Дети выполняют движения по тексту.

Воспитатель: Ребята, хотите, я вам расскажу, что обозначают ваши имена

7. Сообщение “Что означают имена”:

  • Александр - мужественный защитник.
  • Андрей - мужественный, храбрый.
  • Анна - милостивая.
  • Василий - царский, царственный.
  • Варвара- чужая, иноземная.
  • Владимир - владеющий миром.
  • Григорий - бодрствующий.
  • Ирина - мирная.
  • Ксения - странствующая, гостья.
  • Маргарита - жемчужина.
  • Никита - победитель.
  • Ольга - святая.
  • Сергей - почтенный.
  • Юлия - волнистая, пушистая [2].

8. Коллективная работа - “Зажги свою звезду”.

Воспитатель: Ребята, существует такая примета, когда человек рождается-то на небе загорается новая звезда. Давайте и мы с вами сделаем “звёздное” небо имён детей нашей группы. (Дети берут звёзды со своими именами и приклеивают их на заготовку звёздного неба)

9. Итог.

Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с происхождением ваших имён. У каждого есть своё имя и своя фамилия. Этим мы отличаемся друг от друга, но это не мешает нам дружить. Давайте поиграем в игру “Дружба”.

Подвижная игра “Дружба”.

Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу воспитателя начинают двигаться по кругу в правую сторону и произносят:

Мы идём по кругу, найдём себе мы друга. Найдём себе мы друга, найдём себе дружка.

По окончании текста дети останавливаются, а воспитатель говорит:

Раз, два, три - друга себе найди.

(Дети встают в пары и обнимаются)

Список используемой литературы.

  1. Барто А.Л. Стихи “Для самых маленьких”. М.: “Омега”, 1999. - 190с.
  2. Бугаев Б.А. Имена, именины, именинники. СПб.: “ А.В.К..-Тимошка”, 2001. - 192с.
  3. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы-М.:ООО “Аквариум-Принт”, 2006. - 256с.
  4. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст):Программно-методическое пособие. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296с.
  5. Орлова Л. Полная энциклопедия имён.Мн.: Харвест. - 640 с.