Хлор. Получение, свойства, применение

Разделы: Химия


Цель урока: Сформировать представление о хлоре как химическом элементе и простом веществе.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Рассмотреть положение галогенов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
2. Ознакомить учащихся с нахождением хлора в природе и способами его получения.
3. Сформировать знания о физических и химических свойствах хлора.
4. Охарактеризовать области применения хлора и отметить его токсичность.

Воспитательные:

1. Воспитание чувства сопереживания, взаимопомощи через работу в группах.
2. Формирование экологической грамотности через учебный материал о применении хлора.

Развивающие:

1. Развитие коммуникативных, эмоциональных качеств личности через работу в группе.
2. Развивать способность делать выводы через выполнение заданий групп.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация знаний – 4 мин.
  3. Изучение нового материала – 25 мин.
  4. Закрепление изученного – 12 мин.
  5. Подведение итогов урока и домашнее задание – 3 мин.

Ход урока:

Организационный момент

  • Приветствие.

Вводное слово учителя:

– Ребята, чем пахнет водопроводная вода?

– А чем пахнет на кухне, когда раковину чистят “белизной”?

– Чем мы солим суп?

– Что находится в желудке для переваривания пищи?

Таким образом, с каким элементом мы сегодня познакомимся на уроке? (Хлором).

Хлор является представителем галогенов (от греч halos – соль и genes – рождающий).

Актуализация знаний

  1. Определите местоположение галогенов в ПС Д.И. Менделеева, назовите их.
  2. Охарактеризуйте особенности строения атомов галогенов и электронную конфигурацию внешнего слоя.
  3. Какие свойства проявляют галогены в химических реакциях?
  4. Как изменяется окислительная способность галогенов с увеличением порядкового номера?
  5. Назвать самый активный галоген-неметалл? Почему?

Изучение нового материала

Постановка цели урока учащимися (с чем на уроке мы сегодня познакомимся?).

Новый материал изучается при работе в группах по инструктивным карточкам (12 минут). Приложение 1

Отчёт о работах в группах..

Заполнение таблицы в тетради (13 мин).

Вопросы Ответы
1. Хлор как химический элемент  
2. Открытие хлора  
3. Хлор как простое вещество  
4. Получение хлора  
5. Физические свойства хлора  
6. Биологическое действие хлора на живой организм  
7. Химические свойства хлора Уравнения, электронный балланс
8. Нахождение хлора в природе  
9. Применение хлора  

Закрепление изученного материала

  1. Чему равна степень окисления хлора в соединениях с металлами и водородом?
  2. Чему равна степень окисления атомов хлора в следующих соединениях: HCL, Сl2О7, НClO4, KClO3, НClO?
  3. Какой вид химической связи и тип кристаллической решетки характерны для Сl2, NaCL HCL?
  4. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
  5. CL2->HCL->NaCL->AgCL

Тест “Хлор”

Тест выдан каждому ученику.

Вариант 1

1. Какая электронная конфигурация внешнего энергетического уровня соответствует атому хлора?
а) 2s22p6; б) 2s22p3; в) 3s23p5; г) 2s22p5.

2. Хлор впервые получил
а) А. Авогадро; б) А.Беккерель; в) К. Шееле; г) Г. Кавендиш.

3. Галоген, обладающий наибольшим значением электроотрицательности - это
а) I;  б) Br;  в) CL;  г) F.

4. Положительную степень окисления хлор проявляет в соединении
а) HCLO; б) KCLO3; в) HCL; г) Cl2O7.

5. Объём хлороводорода (н.у.) полученного при сжигании 10л водорода в хлоре, равен
а) 22,4 л; б) 10 л; в) 20 л; г) 44,8 л.

6. Установите соответствие между химической формулой соединения и степенью окисления хлора в нем.

Формула соединения Степень окисления хлора
1) HCLO. а) +1.
2) KCL б) –1.
3) Cl2 в) 0
4) HCLO3 г) +5.
  д) –3.

Вариант 2

1. Степень окисления –1 хлор проявляет в соединении:
а) HCL; б) CL2; в) Cl2O7; г) KCLO3.

2. Хлор при обычных условиях:
а) бесцветный газ с резким удушливым запахом;
б) газ жёлто-зелёного цвета с резким удушливым запахом;
в) жидкость красно-бурого цвета;
г) кристаллы темно-фиолетового цвета.

3. На наружном энергетическом уровне атомов галогенов находится:
а) два s-электрона и пять р-электронов;
б) один s-электрон;
в) пять р-электронов;
г) два s-электрона и шесть р-электронов.

4. Объём хлора (н.у) затраченного на получение 2л хлороводорода, равен
а) 2 л; б) 22.4 л; в) 1 л; г) 44,8 л.

5. Галоген, обладающий наименьшим значением электроотрицательности-это
а) I; б) Br;  в) CL;  г) F.

6. Установите соответствие между химической формулой соединения и степенью окисления хлора в нем.

Формула соединения Степень окисления хлора
1) HCLO. а) –3.
2) KCL б) –1.
3) Cl2 в)+5.
4) HCLO3 г) 0
  д) +1

Тесты сдают на проверку учителю.

Домашнее задание.

П. 46, 47, стр. 164 задача №2 (учебник Г.Е Рудзитис и Ф.Г.Фельдман химия 8).

Подведение итогов урока. Рефлексия.

На партах лежат сигнальные карточки трех цветов: красная – “всё понятно”, зеленая – “есть затруднения”, синяя – “нужна помощь”. Выберите карточки по мере вашего усвоения материала, подпишите их и сдайте.