"Елкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки…" (лепка из соленого теста)

Разделы: Работа с дошкольниками


Програмное содержание:

учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из соленого теста скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки; показать новый способ оформления лепных фигурок — оборачивание фольгой или яркими фантиками. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность; вызвать желание украсить интерьер.

Предварительная работа.

Рассматривание коллекции фантиков; освоение нового материала для лепки (подготовка солёного теста, экспериментирование и спонтанная лепка); совершенствование техники скульптурной лепки; беседа о предстоящем празднике, подготовка эскиза и плана оформления посещения к праздничным утренникам.

Подготовка материала.

Солёное тесто. Смешать компоненты в таком соотношении - на 150 г муки — 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея сухого, 100 мл воды — и вымешать до получения крутого теста. В часть смеси добавить цветной краситель. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых пакетах или пластиковых коробках с рлотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике.

Поделки из соленого теста нужно очень хорошо высушить в духовке при температуре 100-110 градусов. Это займёт довольно много времени — 5-6 часов. Поделки из солёного теста похожи на настоящие кулинарные шедевры за тем исключением,что их нельзя употреблять в пищу. Зато их можно покрыть лаком и хранить много лет.

Заварное тесто. Тщательно смешать 300 г муки, 100 г соли, 200 мл воды, 1 чайную ложку растительного масла. Переложить смесь в кастрюлю и нагревать при постоянном помешивании на слабом огне до образования плотного кома. Остудить тесто и хорошо вымесить руками. Для получения теста разных цветов разделить сухую смесь на части, добавить в каждую пищевой краситель желаемого цвета (или хотя бы порошок какао) и только потом смешивать с водой. Хранить заварное тесто в холодильнике. Поместив в плотные полиэтиленовые пакеты или пластиковые коробки с герметичными крышками. Заварное тесто можно использовать многократно.

Работа с семьёй.

Предложить мамам или бабушкам провести вместе с детьми кулинарные опыты с тестом (замесить, раскатать, вырезать формочки, полепить вареники, пирожки и любые фигурки по желанию ребенка).

Материалы, инструменты, оборудование.

Солёное тесто, формочки для выпечки, скалка для раскатывания теста, фольга, фантики, ножницы, цветная бумага, тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10-15 см.

Содержание занятия.

Воспитатель просит детей подойти к ней, показывает большой ком солёного теста (снимает с него салфетку или кухонное полотенце) и предлагает потрогать, погладить, отщипнуть по кусочку ,размером с кулачок. Оставшуюся часть теста воспитатель раскатывает скалкой в пласт высотой 1,5—2 см (дети наблюдают) и оставляет на столе, рядом выкладывает формочки для выпечки.

Воспитатель спрашивает детей. Что можно делать из теста. После ответов детей говорит, что наше тесто необычное — солёное. Из него можно делать что-то сьедобное. Дети высказывают свои догатки. Воспитатель уточняет, обобщает ответы детей и предлагает им слепить новогодние игрушки. Показывает несколько фигурок, например: домик, колокольчик, шишку, зайчика. Спрашивает, красиво ли будут выглядеть эти игрушки на ёлке и как их можно повесить на веточки. Обобщает и дополняет ответы детей: вылепленные фигуры можно раскрасить красками, но ещё интереснее обвернуть фольгой или фантиком и не забыть прикрепить петельку из фольги. Приглашает двух — трёх детей, даёт им по одной лепной фигурке с петельками и предлагает обвернуть фольгой. Комментирует действия детей, просит оборачивать фигурки аккуратно, чтобы не испортить форму.

Воспитатель предлагает всем детям слепить фигурки по своему замыслу. Напоминает, что лепить лучше скульптурным способом — из одного куска. Дети лепят, выбирают фантики или кусочки цветной фольги и украшают фигурки. Воспитатель помогает прикрепить петельки и обвернуть сложные детали фигурок. Тем детям, для которых поставленная задача сложна, предлагает вырезать фигурки формочками для выпечки.

По окончании занятия дети выкладывают игрушки для просушки. Рассматривают поделки друг друга, обмениваются впечатлениями.

После занятия.

Лепка пряничных человечков из сдобного теста. Чтение стихотворения “Пряничные человечки” (из шведской народной поэзии):

Нас трое, мы явились
Из пряничной страны:
И сладкие штаны.
Мы пробыли сегодня
В дороге целый день,
У нас глаза — изюминки
И шапка набекрень.
Мы в гости к вам пришли,
Но пряничного козлика
С собой не привели.
Ему не захотелось
Из печки вылезать.
Просил он вам горячий
Привет свой передать.