Открытый урок по теме "Молодежь в современном обществе". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цель: исследование процесса социализации молодежи.

Образовательные задачи:

1) определить возрастные границы молодежного возраста;

2) охарактеризовать особенности социального положения молодежи;

3) выявить актуальные проблемы молодежи и показать пути решения данных проблем.

Развивающие задачи:

1) развивать умения анализировать социальные проблемы;

2) развивать навыки работы с текстом документа обществоведческого характера;

3) развивать умение работать в группе; отработка навыка опыта публичных выступлений.

Воспитательные задачи:

1) воспитание потребности в здоровом образе жизни;

2) формирование гражданской ответственности, уважения к социальным нормам.

Оборудование урока: ноутбук, экран, проектор для просмотра мультимедийной презентации; текст документа.

Ход урока

?. Вступительное слово.

Я хочу вам прочитать слова древнегреческого философа Сократа, жившего в V в. до н.э.: “Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы, и тиранят учителей….”. Актуальны ли слова Сократа сегодня? … Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке. Тема урока: “Молодежь в современном обществе”.

I. Объяснение нового материала

План урока:

1. Молодежь как социальная группа:

а) возрастные границы молодежи;

б) молодежь с точки зрения правового статуса:

в) особенности социального положения молодежи.

2. Проблемы молодежи.

3. Пути решения проблем молодежи.

1. Кого принято считать молодежью?

К молодежи социологи относят группу населения от 16 до 25-30 лет.

С чем связывают социологи, психологи возрастные границы молодежи?

Нижняя граница возраста связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка.

Рассмотрим молодежь с точки зрения правового статуса (повторение пройденного материала)

Несовершеннолетние - граждане с 14 до 18 лет. Они обладают частичной дееспособностью.

Граждане, достигшие 18 лет, считаются совершеннолетними. С этого возраста гражданин России в соответствии с Конституцией РФ может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме (статья 60). Основной закон гарантирует гражданские и социально-экономические права (право на собственность, свободный труд, образование, охрану здоровья), политические права (право избирать и быть избранным, участие в управлении государством, право на объединение), личные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на свободу передвижения). Достигнув 18 лет, гражданин может вступать в законный брак.

Кроме прав, выделяются гражданские обязанности: соблюдение Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также трудоспособных детей о своих престарелых родителях, своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников истории и культуры. Обязательным является получение основного общего образования. Долгом граждан России является защита Отечества. Призыву на военную службу подлежат мужчины - граждане РФ, не имеющие права на освобождение на отсрочку от призыва на военную службу.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет положение молодого человека в обществе и существенно расширяет его возможности.

Перечислите особенности социального положения молодежи:

  • переходность положения;
  • высокий уровень мобильности;
  • освоение новых социальных ролей (студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник общественной организации);
  • активный поиск своего места в жизни;
  • благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Помните о том, что молодость - время экспериментирования, творческого подъема, профессионального определения. Новые пути в развитии науки, культуры нередко прокладывали молодые люди. Альберт Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет. В. Гейзенбергу было 24 года, когда он совместно с Н. Бором разработал основы квантовой механики. Свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал создавать совсем еще в юном возрасте. Однако в процессе социализации, т. е. взросления, молодые люди сталкиваются с проблемами.

2. С какими проблемами сталкивается молодежь в современном обществе?

Проблемы молодежи:

  • Ухудшение состояния здоровья детей и подростков.
  • Алкоголизм, наркомания, курение.
  • Ранние половые связи.
  • Молодежная безработица.
  • Падение социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий.
  • Нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.
  • Проблема “отцов и детей”.
  • Проблема досуга молодежи.
  • Проблема криминального влияния на молодежь.

Одной из ключевых проблем является ухудшение состояния здоровья детей и подростков, которое напрямую связано с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением.

Давайте просмотрим видеоролик, где приводится статистика употребления алкоголя населением России. Видеоролик: “Береги себя. Статистика” (00:51)

А сейчас поработаем с текстом документа “Алкоголизм - проблема современной молодёжи”. Первая группа выполняет задание №1, вторая - задание №2, третья группа - задание №3, четвертая - задание №4. Для работы дается 5 минут.

“Алкоголизм - проблема современной молодёжи”

Алкоголь фактически вошёл в жизнь нашего общества, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, а также решения личных проблем. Однако это дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика , 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований, почти 40% других преступлений (убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений) связаны с опьянением, около 50% всех разводов связано с пьянством.

Особенно тревожными факторами являются раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростов. В России насчитывается более 500 тыс. подростов-алкоголиков, 80-85% из них школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений, в том числе 3,8% -пьют систематически, 18% -умеренно, 27% - эпизодически. У детей и подростков алкоголизм имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам; тяжёлое течение болезни; низкая эффективность лечения.

На формирование алкоголизма влияет множество факторов, среди которых главные - наследственность, индивидуальные качества личности и воздействие окружающей среды.

Дети и подростки в большинстве случаев приобщаются к алкоголю через членов своей семьи. Причём это необязательно семьи алкоголиков или пьяниц. Низкий уровень материального положения членов семьи и их образования также способствует привыканию подростков к алкоголю. Сказываются и усиленные притязания подростков на взрослость. Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством раскрепощения, самоутверждения, решения проблем. Распространению алкоголизма среди подрастающего поколения способствует и популяризация алкоголя в кинофильмах и телевизионных передачах. Пример сверстников - одна из значимых причин детского и подросткового алкоголизма. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из благополучных семей приводит детей к поиску “уличной”, “дворовой” компании, в которой обязательным элементом времяпрепровождения является выпивка. Сейчас выявлена ещё одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить своё чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у него безволия, зависимости, безответственности и неподготовленности к жизни. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности ведёт к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным выходом из трудных ситуаций.

Последствия алкоголизма с точки зрения наносимого им вреда подрастающему поколению можно разделить на четыре группы: социально-экономические, социально-психологические, криминальные, физические. (П. Д. Павленок)

Задание №1. В чём особенности детского и юношеского алкоголизма?

Ответ:

У детей и подростков алкоголизм имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам; тяжёлое течение болезни; низкая эффективность лечения.

Задание №2. Какие факторы, по мнению автора, влияют на приобщение подростков к алкоголю?

Ответ:

На формирование алкоголизма влияет множество факторов:

1) наследственность;

2) индивидуальные качества личности;

3) воздействие окружающей среды;

4) пример членов семьи;

5) стремление к самостоятельности;

6) алкоголь рассматривается как средство раскрепощения, самоутверждения, решения проблем;

7) популяризация алкоголя в кинофильмах и телевизионных передачах;

8) пример сверстников;

9) отсутствие душевной близости с родителями;

10)потребление спиртного для слабовольных людей, чрезмерно опекаемых родителями, является наиболее простым и доступным выходом из трудных ситуаций.

Задание №3. Какие последствия алкоголизма называет автор? Приведите примеры для каждой группы последствий.

Ответ:

Последствия алкоголизма с точки зрения наносимого им вреда подрастающему поколению можно разделить на четыре группы:

1) социально-экономические (распад семьи);

2) психологические (деградация личности алкоголика);

3) криминальные (совершение краж, убийств, ДТП);

4) физические (раковые заболевания, цирроз печени, рождение больных детей).

Задание №4. Согласны ли вы с высказыванием: “Личность может умереть в ещё живом человеке”? Приведите аргумент в подтверждение (обоснование) своего мнения.

Ответ:

Я согласен (на) с мнением автора высказывания, так как:

Злоупотребление алкоголем ведёт к полной деградации личности, он становится существом, готовым на всё ради выпивки (в том числе и на убийство), для него не существует никаких жизненных ценностей, он не контролирует своё поведение. Личность умерла в нём.

3. Какие меры принимает местная власть для решения молодежных проблем? Откуда Вы это знаете? (Показ презентации со статьями “Знаменки”)

Решение проблем молодежи местными органами власти освещаются в районной газете “Знаменка”.

Меры по сохранности здоровья молодежи (Специалистами Молодежного центра Гурьевского района проводятся акции, пропагандирующие здоровый образ жизни; а в рамках профилактической акции “Здоровье молодежи - богатство нации” была организована ликвидация плантаций дикорастущей конопли в Малой Салаирке, пос. Раздольный, в деревне Гавриловка; для занятия детей спортом в Гурьевском районе работают три спортивных образовательных учреждения - комплексная детско-юношеская спортивная школа, детская юношеская спортивная школа им. Б. Непомнящего и школа по горным лыжам и сноуборду; ученики выполняют нормативы ГТЗО (готов к труду и защите Отечества), особо отличившиеся получают губернаторские значки “Отличник физической подготовки Кузбасса”; 22 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, в том числе пива, которое отныне приравнено к алкоголю. К тому же в РФ запретили распитие алкоголя в общественных местах; в медицину Гурьевского района в рамках двух программ - модернизации здравоохранения в Кемеровской области на 2011-2012 годы и подготовки празднования Всекузбасского Дня села направлено более 100 млн. рублей; сдана в эксплуатацию баклаборатория, ведутся капитальные ремонты в поликлиниках №1 и №2, обустраиваются кабинеты участковых врачей, акушеров-гинекологов; в Кузбассе действует программа профилактики близорукости у детей; для привлечения медицинских работников в сельскую местность им выплачивают подъемные: врачам - по 30 тысяч рублей, медсестрам - по 20 тысяч.).

Меры по решению жилищного вопроса (14 октября 2011 г. ключи от квартир получили новоселы села Новопестерево: заселили 8 квартир - первый этаж дома, в котором раньше находился детский сад; а в Гурьевске получали ключи от квартир новоселы 59-квартирной пятиэтажки; 28 октября 2011 г. 42 салаирские семьи получили ключи от новых квартир домов №6 “А” и 7 “А” по улице Больничной; государство дает возможность приобрести жилье в ипотеку или построить дом, оформив льготный бюджетный заем; в дополнение к Федеральному материнскому капиталу, 365 тыс. руб., Законом Кемеровской области №51-03 от 25 апреля 2011 г. введен региональный материнский капитал в размере 100 тыс. руб., которая может решить жилищные проблемы многодетных семей).

Решение молодежной безработицы (за 9 месяцев 2011 г. ситуация на рынке труда Гурьевского района улучшилась, число безработных сократилось почти на треть).

Во внутренней политике государства имеется такое направление как молодежная политика. Чтобы показать важность этой проблемы была разработана в 2005 году Стратегия государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации, в которой сформулирована цель и основные приоритеты молодежной политики, принципы и меры по реализации Стратегии.

Домашнее задание.

Для того чтобы ваши знания по данной проблеме были более полными я рекомендую вам ознакомиться с содержанием §13 в учебнике по профильному обучению за 11 класс, §19 в базовом учебнике за 10 класс. Написать эссе на тему:

1) “Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее” (Н. В. Гоголь);

2) “Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени” (Козьма Прутков).

Список литературы.

1. Баранов П.А. Обществознание [Текст]: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: “Социальные отношения/ П.А. Баранов, С.В. Шевченко. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - С. 66-67.

2. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. Обществознание [Текст]: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень./Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2007. - С. 209-213.

3. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин, А.Т.. Обществознание [Текст]: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень./Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010. - С. 128-132.

4. Чернышева О.А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации 2009 [Текст]: учебно-методическое пособие/О.А. Чернышева. - Ростов н/Д: Легион, 2008. - С.107-109.

5. Шайхетдинова Л.Р. Молодежь в современном обществе [Электронный ресурс]: http://festival/1sept.ru/athors/100-976-113