Формирование связной речи у учащихся с НВОНР методом Станиславского

Разделы: Логопедия


Цель: Формировать связную речь у учащихся через метод Станиславского “если бы…”.

Задачи:

Образовательная:

  • упражнять в грамматическом оформлении предложений;
  • учить работать с деформированным текстом;
  • расширять словарный запас по теме “Профессии”.

Развивающая:

  • развивать умения составлять предложения с использованием опорных слов,
  • совершенствовать умение составлять связный рассказ;
  • развивать интонационную выразительность;
  • развивать тактильное и слуховое восприятие;
  • развивать аналитико-синтетических функции.

Коррекционная:

  • корректировать письменную и устную речь;
  • корректировать зрительное восприятие;
  • корректировать тактильное и слуховое восприятие.

Воспитательная

  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать коллективизм;
  • способствовать формированию у младших школьников потребности в профессиональном самоопределении.

Оборудование: предложения, картинки, карточки словарных слов, кроссворд, запись на доске, форма пожарного, ИКТ и ТСО.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Здравствуйте, дети!

– Какое задание вам было задано на дом? (Выучить стихи.)

(Дети читают стихи.)

– О ком вы прочитали стихи? (о строителе, о пожарном, о спортсмене,…)
– Что обозначают эти названия? (Профессии.)

2. Объявление темы занятия.

2.1.

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О профессиях.)
– Посмотрим, какие профессии вы знаете (кроссворд).
– Когда мы закончим разгадывать кроссворд, должно появиться слово, непростое, волшебное.

“Кроссворд”

1. В белоснежном колпаке,
Перепачканный в муке,
Булки сдобные печет
И ребятам раздает.
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно, это (Пекарь).

3. Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас
От всех болезней? (Доктор.)

5. Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)

7. В горячем цехе
В доменной печи
Он варит сталь,
А это ведь не щи! (Сталевар.)

2. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр.)

4. Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз —
И помнит вас. (Фотограф.)

6. В прошлый раз был педагогом
Послезавтра — машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он (Артист).

8. Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота —
Всех отвозить
По утрам на работу.
(Водитель.)

9. И спросила Ната тихо:
“Разве плохо быть (портнихой)?
Кто штаны ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот”.

(Во время отгадывания кроссворда на экране показывается та профессия, про которую говорится.)

Сравнение двух профессий пекарь и доктор.

– Ребята, посмотрите во что одет пекарь и врач. (В белый халат и белый колпак.) А чем они отличаются? (Пекарь в муке, у него противень, а у доктора в руках фонендоскоп или аппарат, которым слушают дыхание, сердце.)

–Дети, какое “волшебное” слово у нас получилось?

2.2. Ключевое слово? ПРОФЕССИИ.

(На доске логопед пишет слово ПРОФЕССИЯ.)

– Давайте запишем его, запомним, как оно пишется.

2.3. – Сейчас я предлагаю вам пофантазировать. Мы будем учиться составлять с этим словом предложения, начиная со слов “Если бы”…

Например: Если бы я выбрал профессию учителя, то я учил бы детей математике.

2.4. – А теперь я предлагаю вам поиграть

Игра “Чудесный мешочек”.

(Дети поочередно обследуют на ощупь предметы в мешочке, называют эти предметы и определяют, человек какой профессии пользуется этими предметами?) (Строители, учителя, водители, пожарные, плотники.)

– Как же одним словом назвать все предметы, которые вы достали из волшебного мешочка? (Инструменты.)
– Я думаю, что вы уже устали, давайте отдохнем!

Физ. пауза.

Мы в профессии играли –
Вмиг мы летчиками стали!
В самолете полетали
И шоферами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас –
Быстро едет 3 класс!
А теперь на стройке мы
Кладем ровно кирпичи.
Раз – кирпич, и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.


Руки вытянуть в стороны,
Как крылья самолета.
Имитируем руль в руках,
Рулим

Имитируем, как мы кладем
Кирпичи.

После физ. паузы приходит пожарник:

– Здравствуйте ребята, вы узнали кто я? (Незрячий ребенок обследует гостя и отвечает кто это, все остальные дети соглашаются.)

2.6. Разбор слова пожарник по составу.

– Давайте разберем слово пожарник по составу, с чего мы начинаем разбирать (с окончания), чтобы найти окончание нужно изменить слово, как можно изменить слово (по падежам), давайте изменим слово по падежам и обратим внимание как изменяются окончания.

И.п. кто? – пожарник
Р.п. нет кого? – пожарника
Д.п. дать кому? – пожарнику
В. П. вижу кого? – пожарника
Т.п. любуюсь кем? – пожарником
П.п. думаю о ком? – о пожарном

Какое у него окончание (нулевое), корень (чтобы определить корень нужно подобрать однокоренные слова – пожар, пожарная, пожарище, корень пожар) приставку, суффикс, подберите однокоренные слова.

2.7. Физ. пауза для глаз (на экране падают листья, дети проводят траекторию падения глазами).

2.8. Если бы я был пожарником (общий рассказ).

(Опорные слова для детей.)

– Ребята, у вас на карточках написаны слова. С помощью этих слов вам нужно составить предложение и записать его в тетрадь.

(Каждый ребенок составляет по опорным словам предложение и записывает его на листки.)

Рассказ.

  1. Профессия пожарных очень нужная и опасная.
  2. Эти отважные люди тушат пожары.
  3. С помощью лестницы пожарные спасают людей и животных.
  4. Они сильные и смелые.
  5. Если бы я был пожарным, то рассказывал бы детям как опасно играть с огнем.

– Прочитайте, что у вас получилось? (Дети читают предложения, а логопед выставляет уже готовые предложения на доске.) А теперь из этих предложений давайте составим рассказ. (Дети определяют, какое предложение будет первым, вторым и т д. А учитель на доске вывешивает предложения по порядку.)
– Молодцы ребята, вы составили хороший рассказ. Давайте запишем его. (После того, как рассказ составлен, дети записывают его себе на листик.)
– Виталик, прочитай весь рассказ (ребенок читает весь рассказ целиком).
– А сейчас предлагаю вам поменяться работами и проверить друг друга (проверка тетрадей друг у друга).
– Расскажите, что вам понравилось? Как выполнил работу? Что ты думаешь?
– Давайте подарим наши рассказы пожарнику на память. (Дарим рассказ пожарнику и прощаемся с ним.)

2.10. Рефлексия.

О чем мы говорили на уроке? (О профессиях.) Кто приходил к нам в гости? (Пожарник.) Как вы думаете, понравился наш рассказ пожарнику?(Да.)

Что больше всего понравилось и запомнилось?