Воспитание культуры поведения учащихся 5–6-х классов

Разделы: Классное руководство


Начиная с первого класса, классные руководители регулярно проводят с детьми мероприятия, направленные на воспитание культуры поведения учащихся. Чаще всего это беседы индивидуальные или на классных часах, но наступает такой момент, когда учитель понимает, что дети готовы к новым формам работы. У меня это произошло так: распечатав фотографии для классного альбома, ребята обнаружили фото, на котором все ребята стоят на набережной, смотрят на реку, а один мальчик подтянулся на руках и перевесился за бортик. Дети обратили мое внимание на этот факт. Завязался разговор. Тут кто-то вспомнил, что в контакте появились фотографии мальчика из нашей школы, который на мобильный телефон снял перемену, на этой съемке наши мальчики выглядели не очень достойно.

Обсудив эти факты, подвожу ребят к решению подготовить классный час, посвященный культуре поведения. В процессе обсуждения наметились 6 тем, становится ясно, что одного классного часа будет недостаточно, поэтому разрабатываем цикл классных часов.

Блок 1. Школа: перемена, раздевалка, столовая.

Блок 2. Транспорт, экскурсия.

Блок 3. Театр, кафе, поход.

Как спланировать такой классный час? Можно провести его, используя импровизацию. Когда дети получают задания в классе, тут же обыгрывают ситуацию, обсуждают ее. Я предлагаю сделать по– другому: дать детям домашнее задание для более углубленной проработки темы.

Разработка любого классного часа начинается с постановки цели и определения задач.

Цель: воспитание культуры поведения школьников в общественных местах, приобщение школьников к самовоспитанию.

Задачи:

  • выработать с учащимися правила поведения в общественных местах;
  • добиться осознания учащимися необходимости выполнения норм поведения в общественных местах;
  • добиться неравнодушного отношения к нарушению норм поведения;
  • развитие творческой активности учащихся.

Форма: инсценировка ситуации с последующим обсуждением.

Подготовительный этап: деятельность классного руководителя – корректирующая.

Задачи:

  • Развивать коммуникативные умения, творческую активность и самостоятельность учащихся;
  • воспитывать ответственность за порученное дело;
  • привлечь как можно больше учащихся к подготовке классного часа.

Этапы работы:

1. Обсуждение с учащимися формы проведения классного часа и выбор тем.
2.Создание творческих групп (в группе обязательно должны быть девочки и мальчики).
3. Распределение тем по группам.
4. Постановка задачи, домашнее задание : Инсценировать заданную тему, обязательно наличие отрицательных и положительных героев, выработать правила поведения по своей теме.

Работа с группами:

  • обсуждение темы внутри группы;
  • выработка памятки по поведению (самостоятельно);
  • разработка сценария на основе памятки, обязательно включить персонаж “равнодушный свидетель” (самостоятельно);
  • распределение ролей с четкой постановкой задачи для каждого участника;
  • технические (оформительские ) моменты;
  • консультации и показ классному руководителю для уточнения и корректировки работы группы и каждого участника в отдельности;
  • подготовка раздаточного материала (памятка для каждого учащегося).

Ход классного часа

1. Организационный момент: цель, подготовка площадки, концентрация внимания.

2. Основная часть. Показ 1 группы. Задачи : наглядно показать учащимся выполнение или невыполнение норм поведения.

Ребятам интересно смотреть на игру своих товарищей, за счет этого поддерживается интерес, концентрируется внимание.

3. Обсуждение действий героев миниатюры. Определение, почему так делать нельзя, почему так делать нужно.

Задача: помочь учащимся закрепить известные нормы поведения, подчеркнуть значимость их применения в повседневной жизни.

4. Раздача памяток каждому ученику, с целью более глубокого закрепления полученных знаний .

5. Показ 2 группы по той же схеме.

Подведение итогов: оценка собственных действий по памяткам. Делаем вывод о том, что нам есть над чем работать.

Домашнее задание. Провести тестирование родителей по памяткам с целью повторения и закрепления услышанного в классе, вовлечения родителей в воспитательный процесс.

Через неделю выступает 3–4 группа.

В финале учащиеся делятся своими впечатлениями от работы с родителями и получают еще одно задание: До следующего классного часа понаблюдать за учениками школы.

После проведения 3 классного часа идет обсуждение наблюдений учащихся.

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы ребята пришли к какому-то конструктивному решению. Необходимо подвести их к нему. Какое же это может быть решение? Где ребята на практике могут применить свой опыт?

– Показ сценок и раздача памяток в других классах.
– Взять на себя ответственность за выпуск странички в радио– газете или в школьных средствах информации.

Детям нравится активная творческая деятельность, они с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях.

Наша задача поддержать эту активность.

Я продолжаю подобную работу и в дальнейшем.

7-й класс. Классный час “Этот удивительный этикет”, игра “В стране вежливых наук”, “В гостях и дома”

8-й класс. “Разрешите с вами познакомиться”, “Культура взаимоотношений мальчиков и девочек”

9-й класс. “ Нет безвредного табака”, “Пить и курить – здоровью вредить”, “ Нет наркотикам”.

К этой работе необходимо привлекать родителей, ведь они наши помощники, но, к сожалению, чем старше становятся дети, тем чаще идут к нам родители с вопросом “ Что делать?”.

В 5-м классе изучаем традиции семьи, взаимоотношения детей и родителей.

Проводим родительское собрание “Воспитание культуры поведения”
6-й класс: родительское собрание “Роль общения в жизни ребенка”

7-й класс: родительское собрание “Как справиться с вредными привычками”.

8-й класс: родительское собрание “Здоровый образ жизни семьи – залог здорового ребенка”

Конечно, после проведения любого мероприятия необходимо проанализировать, что из задуманного удалось, над чем предстоит еще поработать, чтобы следующий классный час или родительское собрание прошли эффективнее.