Исторические прототипы героев трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Разделы: Литература


Неделя 6 День 1 Занятие 1
Ссылка Учебник русской словесности 7 класс. Методическое руководство.
Название занятия Исторические прототипы героев трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Общие цели Знакомство с циклом А.С. Пушкина «Маленькие трагедии», основными образами трагедии «Моцарт и Сальери» и затронутыми в ней проблемами: отношением А.С. Пушкина к вопросу о гении и злодействе
Результаты обучения 1. Познакомить учеников с историей создания «Маленьких трагедий»
2. Сформулировать основные особенности цикла А.С.Пушкина
3. Сравнить образы Моцарта и Сальери в маленькой трагедии
4. Сделать вывод о правоте в споре о гении и злодействе
Ключевые идеи, отработанные на уроке Развитие критического мышления при выполнении различных заданий;
Повышение мотивационного фона через групповую работу, сотрудничество;
Стратегия выбора
Развитие у учащихся умение проводить самооценивание, взаимооценивание
Источники
Моцарт и Сальери
ru.wikipedia.org/wiki/
Видеоролик www.youtube.com/watch?v=
w3O2r5WImA0&feature=related
Задания
Задание 1 Просмотр видеоролика, составить диаграмму Венна
Моцарт – Сальери
Задание 2 Инсерт
Чтение текста «Из истории создания «Маленьких трагедий»

Задание 3 Составить кластер по тексту Из истории создания «Маленьких трагедий» работа в парах Задание 4 Пятистишье
Ученики выполняют задания на выбор –
Сальери Моцарт
Заключение Оценка учащихся друг другом
Ход урока:
Организационный момент
.
Деление учащихся на группы – учитель угощает учеников конфетами с разными фантиками, ученики рассаживаются по группам с одинаковым цветом фантиков
Формулирование цели урока
На доске висит портрет Пушкина А.С. и эпиграф к уроку Бессильный враг – наш лучший друг, авистливый друг – злейший из наших врагов. Чаадаев
Учитель:
посмотрите, чей это портрет?
Ученики: это портрет А.С. Пушкина.
Учитель: какие произведения автора мы уже изучали?
Ученики: «Метель», «Станционный смотритель»
Учитель: что вы знаете о авторе?
Ответы учеников
Учитель: как вы думаете, какими качествами обладал Пушкин?
Ответы учеников
Учитель: а что он не любил в людях?
Ответы учеников
Учитель: как вы понимаете слова эпиграфа к уроку?
Ответы учеников.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением Пушкина «Маленькие трагедии»
Давайте сформулируем задачи нашего урока исходя из эпиграфа к уроку
Ответы учеников – познакомиться с произведением Пушкина «Маленькие трагедии», узнать о том, как Пушкин относился к таким качествам людей как злоба и зависть.

Вспомним правила работы в группах:
· Чтобы попросить слово, подними руку
· Говори по теме, понятно, кратко
· Выслушай каждого, не перебивай, не говори одновременно с другими
· Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен
· Критически относись к мыслям, а не людям
· Поощряй других к участию в обсуждении
· Будь лоброжелателен и терпим
Соблюдай правила Трех нельзя
· Нельзя говорить «Уже всё сказали»
· Нельзя отказываться сообщить свое мнение группе
· Нельзя прятать за высказыванием дурное настроение

Этап вызова
Задание 1
.
(работа в группе)
Начнем знакомиться с главными героями «Маленькой трагедии». Просмотрите видеоролик – диалог Моцарта и Сальери. Вам нужно будет составить диаграмму Венна. Моцарт – Сальери.
Ученики выполняют данный вид работы, работают по группам.
Учитель – что общего у Моцарта и Сальери?
Чем они отличаются?
Ученики – отвечают

Оцените работу каждого участника в группе
Критерии оценивания -Участие в работе группы при обсуждении
Вклад в работу группы (доля идей, принятых участниками группы за основное высказывание)

Этап осмысления
Задание 2.
У вас на столах лежат листы с текстами. Ваша задача прочитать текст с пометами
V – знаю, + узнал, ? вызвало удивление, интерес, – – несоответствие моим знаниям о понятии или предмете
Дети читают текст, делают пометы
Работа в парах – обсуждение помеченных материалов
Учитель:
что вы уже знали? Ответы детей
Учитель:
Что было нового для вас в этом тексте? Ответы детей
Учитель: Что вызвало у вас интерес? Ответы детей
Учитель: С чем вы не согласны? Ответы детей

Задание 3
Что было наиболее важным в тексте?
Составьте кластер по тексту Из истории создания «Маленьких трагедий»
Дети работают в парах
Оцените работу друг друга в парах
Критерии оценивания
Участие в работе пары при обсуждении
Вклад в работу пары (доля идей, принятых участниками пары за основное высказывание)

Учитель:
Какие пункты вы выделили?
Ответы детей

Рефлексия
Задание 4

Наш урок подходит к концу. Сделаем последнее на сегодня задание
Пятистишье.
Учитель:
Можно выполнить задание на ваш выбор – Сальери или Моцарт
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
4 – мысли, эмоции, чувства
5 – одно слово-синоним, выражающее сущность первого существительного
Какие пятистишья получились у вас?
Дети зачитывают свои работы
Оценивание учитель зачитывает оценки, полученные учениками в процессе урока и поставленные в листы самооценки

Рефлексия
Учитель:
на стикерах напишите свое имя и ответьте на 2 вопроса
Какую оценку вы получили сегодня?
Ваше впечатление от урока – одним словом или фразой


2 минуты

5 минут














3 минуты












10 минут












12 минут








5 минут









3 минуты









3минуты



2 минуты
Последующее задание Ответить на вопрос: Что реально, а что вымышлено в трагедии Пушкина?
Иллюстрации
Последующее чтение Стр. 65-68 учебника
Источники, оснащение и оборудование ПК, Экран, бумага, маркеры, ручки
Анализ занятия Ученики достигли цели урока
1. Познакомились с историей создания «Маленьких трагедий»
2. Сформулировали основные особенности цикла А.С.Пушкина
3. Сравнили образы Моцарта и Сальери в маленькой трагедии
4. Сделали вывод о правоте в споре о гении и злодействе видеоролика, сделать вывод
Изменения к занятию Хотелось бы дополнить электронными учебниками