Великобритания – королевство ли это?

Разделы: Иностранные языки, Работа с дошкольниками


Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством для ее решения является проектная деятельность детей. Метод проектов – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующий детскую самостоятельность и творчество. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Метод проектов открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром, выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в иную социальную среду.

Дидактические цели проектной деятельности в ДОУ - это общеучебные навыки, универсальные компетентности и проектные умения. К ним относятся:

1) социально-коммуникативные

  • умение работать в группе, не ссориться, договариваться, уступать, делиться материалами, соблюдать очередность, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях;
  • умение вести диалог со взрослыми и детьми, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать участие в коллективных мероприятиях, рассказывать о проделанной работе.

2) информационно-аналитические (мыслительные)

  • умение получать информацию, используя доступные источники; задавать вопросы на интересующую тему;
  • умение оценивать необходимость полученной информации для своей деятельности;
  • умение сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации.

3) организационно-исследовательские

  • умение понимать и принимать задание взрослого, ставить перед собой цель, доводить начатое до конца, добиваться результатов;
  • умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму, выбирать способы действий из ранее усвоенных, оценивать свою работу.

Методические задачи данного проекта:

  • расширить знания детей о стране изучаемого языка, ее истории, географии, достопримечательностях и символах королевской власти;
  • пополнить англоязычную лексику детей новыми словами и выражениями (Great Britain, London, Big Ben, Tower, Queen, the Guards. Queen Elizabeth lives in Great Britain. London is a big city.);
  • повторить лексические темы «Family», «Colours».

Для работы был выбран игровой групповой месячный проект, который посвятили 60-летию правления английской королевы Елизаветы II.

В 5-6-летнем возрасте дети, конечно, не способны к самостоятельной проектной деятельности. Они могут лишь освоить некоторые закономерности этой работы под руководством взрослых. Учитель оказывает значительную организующую, обучающую, стимулирующую помощь. Он помогает детям определить актуальную и в то же время посильную цель; вместе с детьми намечает план деятельности по достижению намеченной цели, учит определять основные шаги работы, продумывать, к кому обратиться за советом и помощью, какие информационные источники привлекать; назначает ответственных, распределяя функции, организует выставки детских работ, помогает в изготовлении необходимых предметов; оказывает помощь во время презентации результатов проекта, поскольку основные затруднения отмечаются при обобщении и оформлении презентуемого материала. К работе активно привлекаются родители.

Как же был осуществлен выход на работу с проектом.

На одном из занятий по английскому языку в контексте изучаемого материала было упомянуто, что Великобритания, жители которой говорят по-английски, - это королевство. Это слово дети неоднократно слышали в сказках, поэтому реплика учителя вызвала недоумение: «Королевства бывают только в сказках, в реальной жизни их не существует». Из диалога с детьми выкристаллизовалась проблема: является ли Великобритания королевством. Дети наделили ее следующим личностным смыслом: неужели королевства существуют не только в сказках. Краткой формулировкой проблемы стала тема проекта «Великобритания – королевство ли это?». Проблема содержала неявно сформулированную цель: собрать доказательства того, что Великобритания является королевством. Предполагаемым результатом (проектным продуктом) должна была стать выставка собранных доказательств. «Сказочность» проблемы подстегнула естественную детскую любознательность и стремление самостоятельно познавать окружающий мир, что и стало мотивом проектной деятельности. В ходе работы была высказана мысль, что многие люди не знают, что Великобритания – это королевство, поэтому более эрудированные ребята должны просветить их, проведя виртуальную экскурсию «Знакомьтесь – королевство Великобритания», где в роли гидов будут выступать выпускники старшей группы, а достопримечательности предстанут в виде фотографий, макетов, рисунков, слайд-шоу и видеоролика. В итоге была уточнена цель проекта: собрать доказательства того, что Великобритания является королевством, и рассказать об этом тем, кто этого не знает. А воображаемая экскурсия позволит продемонстрировать это наиболее убедительно и ярко.

Чтобы помочь дошкольникам осознать и «присвоить» алгоритм выполнения работы, им были заданы следующие вопросы:

1. Что я хочу сделать? (Чему научиться, кому помочь?)

Узнать, действительно ли Великобритания – это королевство, и рассказать всем желающим о своем открытии.

2. Как будет называться наш проект?

Великобритания – королевство ли это?

3. Что будет его главным результатом?

Воображаемая (виртуальная) экскурсия «Знакомьтесь – королевство Великобритания» для всех желающих.

4. К кому мы будем обращаться за советом и помощью?

К маме, папе, бабушке, дедушке, старшим братьям и сестрам, воспитателям, учителю английского языка.

5. Какие шаги мы должны сделать, чтобы достичь цели?

Все перечисленные детьми этапы работы были оформлены в виде цепочки разноцветных следов на стене от «старта» до «финиша»:

  • выбрать тему проекта, обсудить его цели и задачи, назначить ответственных;
  • вспомнить сказки, где упоминаются королевства, перечитать их вместе с родителями, выявить признаки королевств (наличие короля/королевы, принцев/принцесс; королевских корон, драгоценностей, сокровищ, одеяний; дворцов, замков, карет, королевской стражи и т.д.);
  • ознакомиться с информацией о Великобритании (вместе с родителями посмотреть фильмы и мультфильмы, почитать книги, посмотреть иллюстрации и информацию в интернете);
  • выявить «королевские» признаки в информации о Великобритании, обобщить материал, отразив главное в иллюстрациях, фотографиях, поделках (рисунки, аппликации, моделирование) совместно с родителями и в досуговое время во второй половине дня в детском саду <Рисунки 1-2>;
  • опросить детей и взрослых в детском саду, задавая вопрос: «Великобритания – это королевство или республика?» (обход я/сада «исследовательской» группой совместно с учителем и подсчет результатов опроса);
  • подготовить объявление, приглашающее на виртуальную экскурсию «Знакомьтесь – королевство Великобритания» (коллективная работа на занятиях по изодеятельности);
  • выбрать среди участников проекта «гидов», помочь им составить рассказ о королевстве Великобритания для предстоящей «экскурсии» (просмотр и обсуждение собранного материала, расположение его в нужной последовательности, совместное составление рассказа о Великобритании с опорой на наглядность, репетиция презентации);
  • оформить зал, разместив все собранные материалы в нужном порядке, провести экскурсию (за работу отвечают «оформительская» группа и «гиды»);
  • провести беседу с участниками проекта и взрослыми после проведенного мероприятия (рефлексия).

Центральное место в презентации проекта (виртуальной экскурсии) было отведено изготовленному совместно с родителями слайд-шоу <см. Приложение 1>. Большинство слайдов в нем «немые» - содержат только иллюстрации, поскольку дети старшей группы еще не имеют устойчивого навыка чтения. В то же время это стимулирует устные высказывания детей, требует умения грамотно строить предложения описательного характера, осуществлять логические переходы от одной законченной мысли к другой. Слайд-шоу включает отчет о результатах опроса, проведенного ребятами в детском саду, карту и флаг королевства, а также последовательно расположенные доказательства наличия королевской власти в Великобритании: королевы Елизаветы II, королевской короны, драгоценностей и наград, королевского платья, мантии, скипетра и державы, королевского замка-сокровищницы и музея Тауэра, королевских дворцов в разных частях страны, праздничной и «будничной» карет, королевской охраны (йоменов, гвардейцев и кавалерии), королевских обязанностей в Парламенте, принцев и принцесс в королевской семье, королевских наследников (принцев Чарльза и Уильяма).

Для подведения итогов и рефлексии детям были заданы следующие вопросы:

  1. Выполнили ли мы, что задумали? (Да)
  2. Что было сделано хорошо? (Поделки, объявление, рисунки, всё.)
  3. Что было сделано плохо? (Ничего, мы же старались.)
  4. Что было выполнить легко? (Изготовить объявление, потому что делали вместе.)
  5. Что оказалось трудным? (Быть «гидом», составить рассказ о Великобритании.)
  6. Кто мог бы сказать нам спасибо за этот проект? (Дети других групп, взрослые.)
  7. Как взрослые оценили нашу работу? (Сказали: «Молодцы! Отлично!»)

Взрослым (экспертам) были предложены следующие критерии для оценки детского проекта.

Предметный критерий Дескрипторы
2 балла 1 балл
Осознанное восприятие Великобритании как монархии Дети осознанно воспринимают политический строй Великобритании как монархический, уверенно перечисляют символы королевской власти Характеристика политического строя Великобритании носит механический характер, дети затрудняются назвать признаки «королевского» правления

Междисциплинарный критерий Дескрипторы
2 балла 1 балл
1. Выполнение поделок Заметно участие детей в изготовлении поделок. Они рассказывают о технологии изготовления и необходимых материалах Поделки не выполнены, либо их изготовили родители без участия детей
2. Информационно-познавательная активность Дети стремятся к активному участию во всех видах деятельности; осмысливая получаемую информацию, высказывают своё мнение, отвечают на заданные вопросы Дети пытаются уклониться от участия в работе, путаются в полученных сведениях, затрудняются определить свое отношение к ним

Проект был высоко оценен, всеми экспертами были выставлены максимальные баллы. Авторы наиболее содержательных и интересных индивидуальных работ были награждены призами <Рисунки 3-4>.

Но среди главных результатов проектной работы нужно отметить следующее. Работая над коллективным проектом, дети приобрели различные знания, которые не просто расширили их кругозор, но и способствовали установлению новых отношений с людьми. У детей началось формирование навыков исследовательской деятельности, интенсифицировались познавательная активность и самостоятельность, повысилась коммуникативность, ярче проявились творческие способности, появилось чувство ответственности за порученное дело, умение самостоятельно добывать информацию и обучать других. Планирование деятельности, её этапов, выбор необходимых источников информации и материалов, обеспечили развитие воображения детей, их умения видеть образ возможного результата работы.

Дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи и мелкой моторики (лепкой, аппликацией, рисованием), учились грамотно строить рассказы описательного характера. Они испытывали разнообразные чувства: радовались от удачно выполненной работы, огорчались, если что-то не получалось.

Общность чувств и единый эмоциональный настрой, возникающие в процессе работы, обеспечили контакт педагога с каждым из детей, более тесное и содержательное общение между детьми, родителями и другими взрослыми.