Рассказывание по опорным картинкам "Осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

коррекционно-образовательная:

  • учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
  • учить детей рассказыванию по опорным картинкам

коррекционно-развивающие:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • активизировать словарь по данной теме;

коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д., корзина с листьями, письмо Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра “Подбери предмет к признакам”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель в костюме Осени

Чтение стихотворения Е. Трутневой “Осень”.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит!
Должно быть, это
Пролетает наше лето.

О чём говорилось в стихотворении?

Назовите осенние месяцы.

Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

Что такое листопад?

2. Объявление темы.

Ребята скажите на какие вопросы отвечают слова-действия?

Как мы их обозначаем? (ответы детей)

Сегодня мы поговорим об осенней поре.

3. Игра “Подбери действие”.

Воспитатель выкладывает на доске обозначения слов-действий.

  • Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
  • Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
  • Урожай осенью — убирают.
  • Птицы осенью — улетают.
  • Деревья осенью — роняют листья.
  • Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Игра “Подбери признак”.

Ребята скажите на какие вопросы отвечают слова-признаки?

Как мы их обозначаем? (ответы детей)

Воспитатель выкладывает на доске обозначения слов- признаков.

  • Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
  • Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
  • Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
  • Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

5. Физкультминутка.

Мы вошли в осенний лес:
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер срывает листву.
В стороны руки – плавно помашем-
Листья по ветру летят.
Вот закружились листочки наши
И приземлиться хотят.

6. Воспитатель: Собрала я все слова- признаки и слова-действия в корзинку, и составила для вас рассказ.

Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Воспитатель читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова.

Рассказ “Осень” На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из-за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

7. Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.

Воспитатель по ходу чтения рассказа выкладывает картинки.

Дети пересказывают.

8. Итог занятия.

  • О чём мы сегодня говорили? (об осенней поре)
  • Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

 Список литературы.

  1. О.С. Гомзяк.- М. Издательство ГНОМ и Д , 2007/ (Учебно-методический комплект “Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников)
  2. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор- составитель А. В. Аджи г. Воронеж 2005г.
  3. Стихи о временах года и игры г. Москва 2004г.
  4. Дидактические материалы по развитию речи детей 6-7 лет. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, П. Н. Савинова.