Тематический классный час "История любви"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • формирование духовно-нравственных ориентиров
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному
  • формирование эстетических вкусов и идеалов
  • воспитание уважения к мировой художественной культуре, как одной из духовных ценностей человека

Ведущие – преподаватель, учащиеся 8 класса (“Он” и “Она”)

Романс М.И.Глинки на ст. А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье” звучит в исполнении учащейся.

Добрый вечер, друзья! По традиции, я зажигаю свечу – символ света и душевного тепла. Сегодня мы поговорим о любви...

“Любовь – это неведомая страна, и мы плывем туда, каждый – на своем корабле. И каждый на своем корабле капитан и ведет свой корабль собственным путем” (М.Пришвин)

Сегодня мы расскажем истории любви трех великих музыкантов, а вам предстоит догадаться – о ком идет речь.

Итак, Он и Она – угадайте, кто они?

История первая...

Их встреча произошла в Вене в самом начале 19 столетия.

Он – на самой вершине музыкального Олимпа, своим искусством покоривший музыкальную столицу Европы. Его музыка не оставляет равнодушных, она – отблеск революционных бурь своей тревожной эпохи. Такая музыка способна “высекать огонь из человеческих сердец”!

Она – юная итальянская аристократка. Ей 17 лет, она любит музыку, неплохо играет на рояле. Приехав в Вену из провинции, она берет уроки фортепианной игры у знаменитого маэстро...

Он влюбляется в свою очаровательную ученицу. В его измученной болезнью душе зарождается лучик надежды, мечты о простом человеческом, семейном счастье...

(Учащиеся называют композитора – Л. Бетховен, а также произведение, посвященное Джульетте Гвиччарди. Далее - на фоне музыки; звучит 1 часть сонаты №14 cis-moll Л. Бетховена.)

После смерти Бетховена в ящичке его старого конторского стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью чувств: два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных характерным почерком Бетховена – сперва довольно разборчиво, потом лихорадочно, разбросанно, с нарастающим волнением.

Из глубины страдавшего сердца мечтавший о счастье молодой композитор писал своей “бессмертной возлюбленной”. Адреса и точной даты в письме не было. Его содержание не указывало, кому писал Бетховен. Один из портретов, хранившихся в тайнике, изображал юную Джульетту Гвиччарди в пору, когда ее любил Бетховен.

В характере Джульетты его привлекли жизнерадостность, общительность, добродушие. Но была ли она такой, какой представлял ее влюбленный Бетховен? Долгими мучительными ночами, когда шум в ушах не давал уснуть, он мечтал: ведь должен же найтись человек, который поможет ему, станет бесконечно близким, скрасит одиночество.

Не смотря на обрушившиеся на него несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости: музыка укрепляла его доброту. Вероятно, и в Джульетте он какое-то время не замечал легкомыслия, считая ее достойной любви, принимая красоту ее лица за красоту души. Бетховену и раньше приходилось расставаться с надеждами и мечтами.

Но на этот раз трагедия стала особенно глубокой. Ему 30 лет. Жизнь оставалась неналаженной. Глухота обрекала на одиночество.

И только музыка вернула композитору веру в себя...

История вторая...

В детские годы его называли “польским Моцартом”, в творческой зрелости – “душой фортепианной музыки”, “вдохновенным лириком, несравненным поэтом фортепиано, извлекавшим из инструмента богатейшую гамму чувств”.

1835 год. Теперь он живет в Париже.

Он – известнейший, всеми признанный композитор и пианист. Ему – 25 лет, он в самом расцвете молодости и таланта. Он тяжело переживает разлуку с родиной, обреченный судьбой жить вдали от нее. Поэтому так трепетно он относится к каждой встрече с соотечественниками, к каждой весточке с родной земли.

Она – польская аристократка, дочь графа Водзиньского. Ей 16 лет. У нее чудесное имя – Мария. Она замечательная девушка – увлекается литературой и пишет стихи, играет на фортепиано и немного поет, прекрасно рисует и даже сама пробует сочинять музыку. Между молодыми людьми сразу возникает взаимная симпатия.

(Учащиеся называют композитора – Ф. Шопен. Далее – на фоне музыки; звучит вальс Ф. Шопена cis-moll.)

В 1835 году Фредерик Шопен встретился с Водзиньскими в Дрездене. Семья Водзиньских была давно знакома Шопену. С братьями Марии он дружил еще в Варшаве, они были его лицейскими товарищами. Знал он и Марию, когда она была маленькой девочкой.

В Дрездене Шопен пробыл около двух недель. За это время взаимная симпатия переросла в более глубокое романтическое чувство. Мария не просто очаровала его. Для него это было продление встречи с Польшей, с чем-то родным и любимым с детства.

Шопен много и охотно играл для нее. Момент расставания был очень трогательным. Прощаясь с Марией, он преподнес сочиненный для нее вальс. Она в ответ взяла из букета розу и протянула Шопену.

Через год Мария приняла предложение руки и сердца. Но ее родители настояли на том, чтобы отложить свадьбу и держать помолвку Фредерика и Марии втайне от всех.

А спустя еще год в семье Водзиньских было решено отказаться от этого брака. Чувства молодых людей чету Водзиньских не интересовали. Так глубокая и искренняя любовь Шопена столкнулась с весьма прозаическими денежными соображениями. Меркантильная расчетливость Водзиньских разбила его любящее сердце.

После смерти композитора в его бумагах был найден перевязанный лентой сверток, на котором рукой Шопена была сделана надпись “Мое горе”. В этом свертке были письма Марии и засохшая роза...

История третья...

(На фоне музыки; звучит “Вальс-фантазия” М.И. Глинки)

Санкт-Петербург. 1839 год.

Он – “солнце русской музыки”, композитор – создатель национальной классической оперы. Он переживает трудные времена. Его первая опера, так восторженно встреченная передовой художественной интеллигенцией, не нашла признания в официальных кругах высшего общества. Аристократическая публика не поняла и не приняла несомненное художественное достоинство оперы – глубоко национальный музыкальный язык, презрительно назвав ее музыку “кучерской”. На что композитор с горькой иронией ответил: “Это хорошо, и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ”. Он – великолепный вокальный педагог, но его тяготит служба в Придворной певческой капелле, ведь она отнимает столько времени и сил, отвлекая от творчества! Его преследуют семейные неурядицы.

Она – генеральская дочь, дитя неравного брака. С раннего детства воспитывалась в Смольном монастыре. Окончив институт Благородных девиц, она осталась там работать воспитательницей, что свидетельствует об ее нравственном облике и уме, а также – об отсутствии перспектив в высшем обществе. Она не была красавицей, но...

Он писал о ней: “ Ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе, все более и более привлекали меня”.

(Учащиеся называют композитора – М.И. Глинка, а также произведения, посвященные Е. Керн)

Встреча Глинки и Екатерины Керн состоялась весной 1839 года. В доме Керн композитор нашел дружбу и понимание. И хотя роман их длился недолго, Екатерина Керн сыграла заметную роль в жизни и творчестве композитора.

Исполнение романса “Я помню чудное мгновенье”.

Любовь не проходит бесследно, а в нашей жизни не бывает случайностей...

Так было предопределено судьбой, что Бетховен встретил юную Джульетту, Шопен полюбил Марию Водзиньскую, а трудную пору жизни Глинки осветила любовь к Екатерине Керн. Любовь явила на свет музыкальные шедевры – “Лунную” сонату Бетховена, вальсы и ноктюрны Шопена, жемчужину русской вокальной лирики – романс “Я помню чудное мгновенье” и “Вальс-фантазию” Глинки.

По традиции сегодня, в день всех влюбленных, мы дарим вам маленькие символы любящих сердец – “валентинки” с афоризмами о любви.

Литература.

  1. Асафьев Б. М.И.Глинка. Л., 1978.
  2. Брошкевич Е. Образ любви. Письма Шопена. М., 1989.
  3. Великович Э. Великие музыкальные имена. С.-Пб., 2003.
  4. Григорович В. Великие музыканты Западной Европы. М., 1982.
  5. Левашева О. Михаил Иванович Глинка. М., 1988.