Интегрированный урок "обществознание + история" по теме "Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический". П.А. Белов. Посмертная выставка картин

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • рассмотреть типы политических режимов;
  • познакомить с творчеством художника ХХ в. П.А.Белова;
  • содействовать воспитанию эстетических норм, основанных на восприятии картин художника.

Задачи урока:

  • Образовательная: Обобщать и систематизировать знания о политике, полученные в курсе обществоведения и истории. Углубить понимание процессов, происходящих в политической жизни.
  • Развивающая: Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, нешаблонно, творчески решать поставленные задачи. Развивать коммуникативную, социальную компетенции.
  • Воспитательная: Способствовать ориентации учащихся на демократические ценности.

Словарь урока: политическая система, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, сталинизм.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран, рабочий лист и анкета для каждого ученика.

Опережающее задание:

  • Учитель планирует синхронность прохождения тем по предмету история и обществознание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Проверка выполнения домашнего задания.

Познавательное задание

Перед вами два суждения о политике как об общественном явлении. Какое из них отражает современные представления? Ответ объясните.

  1. Политика есть все, что связано с деятельностью государства и его органов.
  2. В сфере политики взаимодействуют как государственные, так и негосударственные организации. Активная роль последних особенно велика в современных обществах, признавших принципы независимости личности, невмешательства государства в частную жизнь людей, его ответственности перед обществом.

Комментарий

Правильный ответ: второе суждение. Учащиеся аргументируют ответ.

Важно подвести их к осознанию необходимости такого анализа политической сферы, который позволил бы связать воедино все ее составные части, все формы их взаимодействия. Ключевым понятием, позволяющим провести данный анализ, является понятие “политическая система общества”.

III. Изучение новой темы. Работа с презентацией (Презентация).

Учитель:

Чтобы осуществлять власть, проводить определенную политику, субъекты политических отношений должны иметь для этого какую-то организованную структуру, политические институты и т. д., с помощью которых можно было бы выражать свои интересы и волю. Такой структурой является политическая система.

Что же такое политическая система общества? Это сложное политическое образование, имеющее свою структуру, многообразные связи, выполняющие определенные функции в обществе. Причем политическая система функционирует не в пустоте, а во взаимодействии с другими подсистемами человеческого общества, сферами жизнедеятельности людей, т. е. наряду с экономической, социальной, духовной сферами.

Как любое сложное явление, политическая система имеет свою структуру и функции. По мере развития и усложнения общественной жизни эта структура претерпевает изменения, модифицируется и усложняется. Она постоянно реагирует на импульсы от окружающей среды, адаптируясь к происходящим в обществе переменам. (Запишем определение политической системы и схему политической системы)

Слайд 5, 6

Учитель: Основаниями классификации политических систем выступают, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этим критериям все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические. Давайте подробно поговорим о политических режимах. (Запишем определение “политический режим”)

Слайд 7

Учитель: Выделяют три основных типа политических режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический. (Запишем определения политических режимов)

Слайд 8, 9, 10, 11

Учитель: Давайте ознакомимся с таблицей “Политические системы”, которая имеется у вас на рабочем листе.

Слайд 12

Учитель: По ходу урока нужно самостоятельно заполнить таблицу в соответствии с указанными признаками в первой колонке таблицы. Выполнить эту работу нам помогут картины художника Петра Алексеевича Белова. С его творчеством мы сейчас познакомимся.

„Петру Белову удалось в каких-то очень простых и совершенно неожиданных образах сказать о времени, сквозь которое мы прошли. Удалось сделать это лаконично, скромно, сильно. „Театр", 1988, №9.

Слайд 13.

Учитель: Пётр Алексеевич Белов (17 октября 1929—30 января 1988), живописец и художник театра, заслуженный художник РСФСР (1978).

Выпускник постановочного факультета Школы-студии МХАТ (1949—1953) и театральной мастерской Суриковского института (1950—1958).

Тихий и немногословный, он был дивным собеседником не только для друзей, теплота и душевное спокойствие охватывали всех, кто находился рядом, – людей разных интересов, пристрастий и возрастов.

Слайд 14

Учитель: Тридцать пять лет из пятидесяти восьми он работал в театре. Он начал карьеру в театре советских войск в Румынии, затем служил главным художником в московском областном ТЮЗе, в театре имени Н. В. Гоголя. Последние четырнадцать лет посвятил Центральному театру Советской Армии.

Слайд 15.

Учитель: С ним сотрудничали В.Фридман, В.Ланской, П.Монастырский, О.Ефремов, Б.Голубовский, Ю.Еремин, М.Левитин, Р.Горяев и другие известные режиссеры-постановщики.

Судьба работ театральных художников вызывает интерес, пока живут сделанные ими спектакли, а их в биографии Белова около 150-ти ("Чудотворная" В.Тендрякова, "Солдатская вдова" Н.Анкилова, "Верхом на дельфине" Л.Жуховицкого, "Портрет" Н.Гоголя, "Идиот" Ф.Достоевского, "Усвятские шлемоносцы" Е.Носова и др.). П.Белов участвовал в создании спектаклей в разных театрах страны, а для себя любил писать пейзажи средней полосы России.

Слайд 16.

Учитель: Начиная с середины 40-х годов, во время учебы в Московской средней художественной школе, и после учебы в Суриковском институте, и на постановочном факультете Школы-студии МХАТа, Петр Белов писал небольшие живописные этюды, в основном пейзажи среднерусской полосы. Взгляд Белова-лирика заставляет по-новому взглянуть на привычные просторы.

Эти пейзажи, написанные в традициях русской живописи конца XIX века, Белов никогда не выставлял ни на одной из выставок, мало кому показывал и не разрешал вывешивать их даже в своей квартире. В неопубликованном интервью художник, отвечая на вопрос корреспондента о его занятиях живописью, сказал: „К сожалению, театр отнимает целиком почти все мое время, и только в отпуск, раз в году, я позволяю себе, оторвавшись от семьи, писать с утра до вечера, пока не стемнеет, оставаясь наедине с кистями, красками и природой". Чаще всего в своих работах он использовал картон и гуашь, реже холст и масло, бумагу и пастель.

Слайд 17.

Учитель: Летом 1985 года Белов неожиданно для всех начал писать картины, не похожие на все его предыдущие работы. Петр Алексеевич не был ни манифестантом или лидером, ни борцом за глобальные перемены. Он по зову сердца писал картины, каждая из которых – глава трагического эпоса тоталитарного режима. В небольших по размеру композициях художник образно и выразительно запечатлел трагедию миллионов людей, чьи судьбы оказались безжалостно перемолоты жерновами тоталитарного режима.

(Беседа по картине Белова П.А. Одуванчики. Первый этап заполнения таблицы.)

Слайд 18

Учитель: Вглядитесь в сюжет картины. Что вы видите? С какими событиями нашего государства этот сюжет связан?(беседа по картине Белова П.А. Беломорканал. Второй этап заполнения таблицы.) (Если дети затрудняются, сюжет картины рассказывает учитель. Вот иллюзорно-точно написанная, совсем как настоящая, ПАЧКА ПАПИРОС “БЕЛОМОРКАНАЛ“. Пачка разорвана. Из нее просыпались какие-то ... крошки... табак, что ли... Но, если подойти поближе, вглядеться, не табак... Люди, сотни людей, втекающих внутрь этой пачки, этого незабываемого Беломоро-Балтийского канала, перемоловшего десятки, сотни тысяч жизней. Они просто не могут не входить, ибо альтернатива движения – шипы колючей проволоки, опоясывающей пространство.)

Слайд 19

Учитель: О ком сюжет этой картины? Что художник в этом сюжете рассказал? (Беседа по картине Белова П.А.Проталина (М.Булгаков).

Третий этап заполнения таблицы.) (Если дети затрудняются, сюжет картины рассказывает учитель. С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса “Дни Турбиных”. Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину. Однако в своих выступлениях И. Сталин соглашался: “Дни Турбиных” — “антисоветская штука, и Булгаков не наш”. Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как В. Маяковский, А. Безыменский, Л. Авербах, В. Шкловский, П. Керженцев и многие другие.

К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы “Бег”, “Зойкина квартира”, “Багровый остров”, спектакль “Дни Турбиных” снят с репертуара.

Роман “Мастер и Маргарита” был впервые опубликован в журнале “Москва” в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти автора, и принес Булгакову мировую известность.)

Слайд 20

Учитель: О ком сюжет этой картины? Что художник в этом сюжете рассказал? (беседа по картине Белова П.А.Пастернак.).

Четвертый этап заполнения таблицы.) (Если дети затрудняются, сюжет картины рассказывает учитель. Роман “Доктор Живаго” создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Публикация романа на Западе — сначала в Италии в 1957 году, а потом в Великобритании, при посредничестве известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина — привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет.

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.

Началась травля сразу после присуждения роману Нобелевской премии в конце октября 1958. Тон задал Никита Хрущёв, который в кругу партийно-государственных чиновников сказал о Пастернаке весьма грубо: “Даже свинья не гадит там, где ест”.[5] Вскоре “свинские” аналогии по указанию Хрущёва использовал в докладе, посвящённом 40-летию комсомола, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Владимир Семичастный.

В писательской среде Нобелевская премия Пастернаку тоже была воспринята негативно. Травля поэта получила в народных воспоминаниях название: “Не читал, но осуждаю!”.)

Слайд 21

Учитель: Вглядитесь в сюжет картины. Что вы видите? С какими событиями нашего государства этот сюжет связан? (Беседа по картине Белова П.А. Песочные часы. Пятый этап заполнения таблицы.) (Если дети затрудняются, сюжет картины рассказывает учитель. Не меньшую известность получили и "Песочные часы", где под тяжелым сталинским взглядом, не оставляющим никаких иллюзий, в стеклянную чашу падают не песчинки, а головы людей, в последствии превращающиеся в черепа...)

Слайд 22

Учитель: Вглядитесь в сюжет картины. БЕЛОЕ СНЕЖНОЕ ПОЛЕ, следы от первого плана в глубину. Далеко–далеко человек, который уходит по этой целине. А на самом первом плане чья–то рука ДЕРЖИТ эту картинку... И рядом с ней ключи лежат... Это он сам? Картина называлась “ УХОД ” и была написана за месяц до смертельного инфаркта.

Уже после смерти, 22 апреля 1988 года начался новый отсчет биографии Петра Белова не только как известного сценографа, но как художника, ставшего выразителем настроений огромной массы людей, в особенности так называемых “шестидесятников”. На посмертной выставке в Доме актера Союза театральных деятелей экспонировался цикл созданных в 80-е годы картин, их всего было 23, никак самим художником не названный, но мгновенно получивший эпитет “сталинский”. Картины начали репродуцировать целыми разворотами в журналах, ими иллюстрировали публицистику, научные труды по истории СССР XX века и постсталинского периода. Доступность и узнаваемость пережитого каждым задевали сознание людей. Выставка имела большой успех.

IV. Закрепление изученного.

Учитель: Подведем итог нашего урока. Что такое политический режим? (Учащиеся аргументируют ответ.)

Иными словами, политический режим – это способы и методы осуществления политической власти в обществе.

Какие политические режимы вы знаете? (Учащиеся аргументируют ответ.)

Иными словами, тоталитарный режим – это режим, при котором идеологии в обществе отводится особая роль. Тоталитарная идеология претендует на охват всех без исключения сфер общественной жизни, является полным воплощением истины и поэтому общеобязательна. В политической сфере происходит монополизация власти. Власть находится в руках одной партии, а сама партия – под властью одного лидера. Происходит сращивание правящей партии с государственным аппаратом. Происходит огосударствление общества, т.е. крайнее сужение независимой от государства общественной жизни. Следующий тип политического режима– авторитарный. Для него характерно: многопартийность, частичная гласность, неконтролируемые государством сферы общественной жизни, элитарность, неподконтрольность власти, персонализм и т. д. Народ отстранен от власти. Власть находится в руках одного лица или группы лиц. И , наконец, политический режим демократический. Демократический режим есть государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. При демократическом режиме есть политико-правовой порядок, при котором допускается легальная деятельность различных партий; широкий круг полномочий представительных органов власти, формируемых на основе демократических принципов – через парламент или всеобщие выборы; соблюдение демократической конституции и реальное осуществление принципа разделения властей.

Проверим таблицу. (Заслушиваются 3-4 ученика) Сравним ваш результат с моим. Сравните информацию вашей таблицы с таблицей на экране.

Слайд 23

Учитель: Ваши вопросы по теме сегодняшнего урока.

V. Домашнее задание:

По учебнику О.В. Кишенковой “Основы обществознания 9 класс”.

Слайд 24

VI. Рефлексия.

Учащиеся заполняют Анкету (Приложение 1).

Литература:

  1. Алексей Радугин. Политология. Курс лекций. М: Центр, 2001 г.
  2. http://tarmy.borda.ru/?1-1-0-00000148-000-0-0-1226777186
  3. http://svk-mos.livejournal.com/tag/pyotr%20belov
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. http://man-with-dogs.livejournal.com/840519.html?thread=5004615
  6. Лазебникова А.Ю., Брант М.Ю. Уроки обществознания в 11классе. М.: Дрофа, 1998 г.

Презентация