Развитие эмоционально-выразительной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции. Неполноценная речевая деятельность (несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, нарушение произношения, темпа и ритма речи, связности высказывания) отражается так же и на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной, двигательной и аффективно-волевой сфер. Речь дошкольников с общим недоразвитием речи эмоционально невыразительна, монотонна. Для коррекции имеющихся нарушений ребенку необходим сбалансированный педагогический процесс, правильно построенный режим дня. Однако, в настоящее время отмечаются нарушения действующих санитарно-гигиенических требований по сочетанию разных видов деятельности в режиме дня: увеличивается умственная нагрузка, доминирует интенсивность обучения, уменьшается доля двигательной и игровой деятельности, что негативно сказывается на здоровье детей.

В связи с этим новые «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» рекомендуют разнообразить виды деятельности дошкольников путем проведения интегрированных занятий, сбалансирования умственной и физической нагрузки детей.

На сегодняшний день существует достаточно методик, направленных на коррекцию речи, голоса, эмоциональной и двигательной сфер, но современные тенденции требуют их объединения, взаимопроникновения.

Изучив и обобщив имеющийся опыт с учетом новых требований, мы предлагаем использовать в логопедической практике универсальные для большинства изучаемых тем комбинированные игры и игровые упражнения для развития эмоционально выразительной речи с использованием приемов логоритмики и артпедагогики. Это приемы работы, где преодоление речевого дефекта идет через тренировку и развитие чувства ритма, развитие дыхания и голоса, необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, через коррекцию эмоционально-волевой сферы в игре и театрализованной деятельности. Дети включаются в такой процесс вместе со взрослым без дисциплинарного принуждения с его стороны, обеспечивается совместная партнерская деятельность педагога с ребенком. Воздействие сразу на несколько анализаторов позволяет сделать нашу работу более результативной, интересной, обеспечивает необходимую двигательную активность при минимизации временных затрат.

Каждая из предложенных игр (игровых упражнений) может быть частью любого логопедического занятия и позволяет решить несколько коррекционных задач. В зависимости от возрастной группы и речевых возможностей детей, содержание игры усложняется или упрощается. Эти игры можно объединить в следующие условные блоки:

Игры на развитие голосовых качеств

Игра «Эхо»

Цель игры: развитие силы голоса, координация речи и движения, развитие памяти и внимания.

Дети делятся на две команды, стоящие напротив друг друга. Одна говорит:

Мы в лес пойдем, ребят громко позовем: «Ау-ау-ау».
Никто не отзывается, лишь эхо откликается…

Другая команда повторяет: «Ау-ау-ау» сначала громко, потом тише и шепотом.

Варианты игры:

1) Ребенок из 1-й команды зовет ребенка из 2-й команды громко, тише, шепотом: «Ваня, Ваня, Ваня».
2) Логопед говорит детям 3 слова по изучаемой теме. Дети запоминают их и произносят громко, тише, шепотом. Например: Африка, аист, астра.

Игра «Ступеньки»

Цель: развитие силы и высоты голоса, активизация словарного запаса по заданной теме, развитие внимания и памяти.

Логопед строит лесенку из кубиков. Выбираются слова (или слоги) с нужным звуком или слова по изучаемой лексической теме. Ребенок, дотрагиваясь рукой до каждой ступеньки, «поднимается по лесенке» с повышением голоса произнося нужные слова, или «спускается по лесенке», произнося эти слова с понижением голоса. Например: береза, клен, дуб. Дуб, клен, береза. В средней и старшей группе можно проводить игру со зрительной опорой на предметные картинки, в подготовительной группе – без нее.

Игра «Близко – далеко»

Цель: развитие силы голоса, развитие внимания, координации речи и движения, дифференциация звонких и глухих согласных, развитие творческих способностей.

Дети произносят слоговой ряд с постепенным повышением, а затем понижением голоса.

Варианты игры:

«Ежик»

Дети изображают ежика, который подходит все ближе и ближе: «пых-пых-пых», а потом уходит «пых-пых-пых».

«Поезд»

Дети изображают поезд, который подъезжает все ближе и ближе «чух-чух-чух», затем уезжает «чух-чух-чух».
«Сигналит машина (би-би-би)» – «пищит мышка» (пи-пи-пи)», «пароход гудит» (ту-ту-ту)» – «дудочка» (ду-ду-ду)».

Игра «Кот и мыши»

Цель: совершенствование навыка пользования громким и тихим голосом, координация речи и движения, развитие творческих способностей, автоматизация звука «Ш».

Ребенок-«кот» сидит в центре, остальные дети идут по кругу, произнося тихим голосом, прижав указательный палец к губам:

Тише, мыши. Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.

Дети останавливаются, смотрят на кота и громко, грозя пальцем говорят:

Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!

Ребенок-«кот» громко мяукает и бежит за детьми. Пойманный ребенок становится котом.

Игра «Большой – маленький» (Мишка и мышка)

Цель: развитие высоты голоса, правильное употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением, развитие эмоциональной выразительности речи.

Вариант 1.

Мишка и мышка пришли в огород (в сад, в лес и др.) Мишка собирал большие овощи, мышка – маленькие, а потом они хвастались:
– У меня картошка, – говорил Мишка низким, грубым голосом.
– А у меня – картошечка, – говорила Мышка высоким, тоненьким голосочком.
У меня лук. – А у меня – лучок.
У меня укроп. – А у меня – укропчик.
У меня чеснок. – А у меня – чесночок.
Эту игру можно проводить на любом лексическом материале (посуда, продукты питания, одежда, мебель, школьные принадлежности и др.) Соответственно игры будут называться «В магазине», «В школе», «Повара» и др.

Вариант 2.

Мишка и мышка жили летом в деревне. Мишка жил в большом доме и все у него было большое, а мышка жила в маленькой норке и все у нее было маленькое. Мишка любовался своими вещами и хвастался (грубым, низким голосом):
– Вот у меня какой большой шкаф!
А мышка отвечала (высоким, тонким голоском)
– А у меня маленький удобный шкафчик.

Игра: «Кто же это?»

Цель: развитие просодических компонентов речи, памяти, активизация словарного запаса по заданной лексической теме.

Дети стоят в кругу. Педагог держит в руках «волшебный мешочек», в котором лежит картинка с изображением любой птицы и спрашивает у рядом стоящего ребенка: «Может быть, это синица?»
Ребенок отвечают: «Может быть, это и синица» (утвердительная интригующая интонация), а затем сам спрашивает у соседа: «Может быть это воробей?»
Таким образом, передавая мешочек друг другу, дети вспоминают и называют всех изученных ранее зимующих птиц. После вопроса последнего ребенка педагог предлагает открыть мешочек, увидеть картинку и «оживить» ее с помощью звукоподражаний и движений (цвинь-цвинь, тук-тук, кар-кар, чик-чирик, гули-гули).
Подобную игру можно проводить на различном лексическом материале (например, по темам: «Дикие и домашние животные», «Деревья», «Насекомые»)

Упражнения на развитие мимической моторики, пантомимики и творческих способностей

«Потерялся в чужом городе»

Цель: развитие психофизических и творческих способностей, координация речи и движения.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом: «Мальчик Саша поехал в незнакомый город к бабушке. На перроне Саша увидел очень большую собаку и удивился – вот так (удивление). А родители пошли дальше. Саша оглянулся, а родителей нет. Саша разводит руки в стороны и хмурит брови – вот так: где папа? где мама? Родители нашли Сашу, обрадовались – вот так (улыбка) и обняли его – вот так!».

«Загораем на пляже»

Цель: развитие психофизических и творческих способностей, координация речи и движения, развитие артикуляционной моторики.

Логопед, сидя вместе с детьми в кругу, произносит текст, а дети делают движения в соответствии с текстом: «Мы загораем на солнышке. Подставим солнышку подбородок, он загорает. Рот приоткрыт. Прилетел жучок, хочет сесть на язычок. Крепко сжать губы. Жучок улетел, приоткрыть рот, слегка улыбнуться. Прилетела мушка, села на нос, сморщим нос. Прилетел комар,сел на лоб, сморщим лоб. Подул ветерок, комар улетел. Солнце светит ярко, прищурим глазки. Пришла мама, позвала нас домой, улыбнемся маме».

«Светит солнце»

Цель: развитие психофизических и творческих способностей, координация речи и движения, развитие речи.

Дети стоят, образуя круг, логопед вместе с ними; ноги на ширине плеч, руки на поясе. Дети повторяют за логопедом:

Солнце светит с высоты (качание руками над головой)
На деревья и кусты. (наклоны вправо-влево)
Солнце, солнце с высоты! (поднимание и опускание рук)
Рад я солнышку, а ты? (приседание, руки в стороны, изображая радость потом удивление)
Дополнительному развитию фантазии способствуют ответы детей на вопрос: «Почему они рады солнышку?»

Игра «Фотограф»

Цель: развитие психофизических и творческих способностей, координация речи и движения, активизация словарного запаса, закрепление навыка правильного употребления существительных в Винительном падеже.

Логопед берет на себя роль фотографа. Дети позируют перед камерой, изображая что-то или кого-то.

Варианты игры:

1) Дети изображают разные профессии (маляр, строитель, артист, водитель и т.д.);
2) разных животных (зайца, белку, бобра, волка);
3) разные предметы (чайник, стол, стул, гриб).

Логопед спрашивает: « Кого вы увидели?» (маляра, водителя, белку и т.п.)
Варианты игры логопед подбирает исходя из возраста, возможностей детей и ориентируясь на изучаемую тему.

Игра «Чудесный запах»

Цель: развитие мимической моторики, воображения, развитие фонационного дыхания.

Дети стоят в кругу. Они достают из воображаемой корзины фрукты (духи, шоколад, мыло – любой предмет с сильным ароматным запахом, который придумает ребенок), подносят к лицу, делают вдох, на выдохе плавно и медленно произносят звук «А» с интонацией удовольствия.

«Рисуем на песке»

Цель: развитие творческих способностей, активизация словарного запаса, снятие мышечного напряжения.

Дети под спокойную музыку, сидя или лежа на полу, рисуют пальчиком в воздухе («на песке») воображаемого человека (животного, дерева, птицы и т.п.). Когда музыка замолкает, дети объясняют, кого или что они нарисовали и какой он (она, оно)?

Игры на развитие внимания, воображения, координации речи и движения.

Упражнение «Дождь и солнце»

Цель: развитие координации движения, внимания, воображения и мимики.

Дети, разбившись на две группы, выполняют простые действия на 2 счета (или на сильный хлопок и слабый). Например: одна команда поднимает руки через стороны вверх и опускает их вниз, другая – приседает и встает, руки на поясе. По команде «Дождь!» дети бегут на месте, изображая страх. По команде «Солнце!» садятся на ковер, изображая радость.

Игра «Гриб – дерево – кочка»

Цель: развитие координации речи и движения, воображения и внимания.

Дети идут по кругу в ритм стиха:

Дети по лесу гуляли,
Что же дети увидали?

По команде логопеда: «Гриб» – встают на одной ножке, «Дерево» – замирают, подняв руки вверх, «Кочка» – приседают.

Упражнение «Желания»

Цель: развитие внимания, воображения, координации речи и движения, развитие мелкой моторики.

Дети, координируя речь с движением, повторяют за логопедом:
Лети, лети, лепесток, (чередование кулачка и ладошки)
Через запад на восток. (повороты ладоней вверх и вниз)
Через север, через юг, (сгибание и разгибание кулачков)
Возвращайся, сделав круг. («фонарики»)
Лишь коснешься ты земли, (поглаживание кистей рук)
Быть по-моему вели! (4 хлопка)

Далее дети озвучивают свои желания исходя их поставленной логопедом цели. Например: Кем ты хочешь стать и почему? В какое животное ты хочешь превратиться? Каким ты хочешь видеть лес? свой город? Своего друга?

Игра «Преодолей препятствие!»

Цель: Развитие координации движения, внимания, зрительной памяти, автоматизация звуков в словах.

Логопед выставляет на наборном полотне 5-6 картинок по теме занятия (например, картинки с заданным звуком или по отрабатываемой лексической теме), просит детей «глазами сфотографировать» эти картинки. Затем вызванный ребенок должен «преодолеть препятствие» – перешагивая через гимнастические палки, назвать эти слова по памяти. Количество палок соответствует количеству слов.

Систематическое использование предложенных игр развивает у детей необходимые голосовые качества, повышает выразительность речи, развивает мимическую моторику, координацию движений. Все это позволяет перейти к более сложному для детей виду деятельности – диалогическим ролевым стихам и сценкам, а затем и к постановке спектаклей.
Детям очень нравятся диалогические стихи, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнерами, которыми на этом этапе становятся другие дети. Роль взрослого уходит на второй план. Переходным этапом от диалогов к спектаклю, является «Игра в сказку», которая проводится в группе. Это помогает детям научиться взаимодействовать с несколькими персонажами, вовремя переключать внимание, следя за ходом действия.

В нашем детском саду сложилась интересная добрая традиция в конце учебного года устраивать театральную неделю, когда открывает свои двери «Театр на Новикова». Дети каждой группы представляют свой спектакль, который является результатом работы за год. Здесь дети полностью раскрывают свой накопленный творческий потенциал, в игровой творческой форме закрепляются навыки эмоционально выразительной речи.