Системы счисления

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Образовательные:
    • познакомить студентов с понятием система счисления;
    • ознакомить с типами систем счисления;
    • формирование умений и навыков по решению задач на представление чисел в различных системах счисления.
  • Развивающие:
    • развитие логического мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы, развитие кругозора учащихся;
    • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний.
  • Воспитательные:
    • привитие учащимся навыка самостоятельности в работе,
    • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

  • Приветствие
  • Фиксация отсутствующих

2. Изучение новых знаний

Системы счисления и взаимосвязь между ними.

В разные исторические периоды развития человечества для подсчетов и вычислений использовались те или иные системы счисления.

Довольно широко была распространена двенадцатеричная система счисления. Многие предметы (ножи, вилки, тарелки, носовые платки и т.п.) и сейчас считают дюжинами. Число месяцев в году – 12. эта система счисления сохранилась в английской системе мер (1 фут = 12 дюймам) и денежной системе (1 шиллинг = 12 пенсов).

В древнем Вавилоне существовала сложная шестидесятеричная система счисления. Она, как и двенадцатеричная, в какой-то мере сохранилась до наших дней, так 1 час = 60 минутам, 1 минута = 60 секундам, 1 градус = 60 минутам.

У некоторых африканских племен была распространена пятеричная система счисления; у ацтеков и народов майя – двадцатеричная.

Десятичная система счисления возникла в Индии, затем ее стали называть «арабской» потому, что в Европу она была перенесена арабами. Цифры, которыми мы сейчас пользуемся – арабские.

В разное время существовали другие записи цифр, в настоящее время почти забытые. Однако, мы иногда встречаемся с записью чисел с помощью римского алфавита (циферблат часов; в книгах, деловых бумагах для обозначения глав и частей; обозначение месяцев и т.п.).

Система счисления – это совокупность приемов  и правил для изображения чисел с помощью символов (цифр), имеющих определенные количественные значения.

В зависимости от способов изображения чисел цифрами системы счисления делятся на непозиционные и позиционные.

Непозиционной системой счисления называется такая система счисления, в которой количественное значение каждой цифры не зависит от занимаемой ею позиции (места) в изображении числа, а определяется лишь самим символом (цифрой).

Примером такой системы может являться  римская система счисления, в которой для обозначения чисел используются буквы римского алфавита. Например, число ХХХ содержит во всех разрядах один и тот же символ Х, который означает 10 единиц независимо от его позиции в изображении числа. Для записи больших чисел в такой системе счисления необходимо постоянно вводить новые знаки, кроме этого невозможно представлять дробные и отрицательные числа, поэтому непозиционные системы счисления не используются для выполнения арифметических действий.

Для этого используются позиционные системы счисления. Их основные достоинства– простота выполнения арифметических операций и ограниченное количество символов (цифр), необходимых для записи любых чисел.

Позиционной системой счисления (ПСС) называется такая система счисления, в которой количественное значение каждой цифры зависит от ее позиции (места) в числе.

Примером может служить обычна (арабская) десятичная система счисления. Например, число 373, представленное в десятичной системе счисления, имеет в младшем и самом старшем разрядах цифру 3. Цифра 3 в старшем разряде имеет вес в 100 раз больше, чем в младшем разряде.

Основанием позиционной системы счисления называется количество знаков или символов, используемых для изображения числа в данной системе счисления.

За основание ПСС можно принять любое число, не меньшее 2. как правило наименование ПСС соответствует ее основанию (десятичная, двоичная и т.п.)

Таким образом, в ПСС любое число м.б. представлено в виде следующей суммы (формула разложения):

Ap =anpn+an–1pn–1+…+a0p0+a–1p–1+…+a–mp–m, где

A – изображение числа;
p – основание ПСС;
an,…,a–m – цифры (символы), принадлежащие данной ПСС;
n,…,–m – вес разрядов.

В повседневной жизни мы пользуемся свернутой формой записи

Ap=±anan–1…a1,a0,a–1…a–m, называемой цифровой.

Пример 1: Используя эту формулу, десятичное число A10=123,45 можно представить  в виде суммы:

123,4510 = 1 * 102 + 2 * 101 + 3 * 100 + 4 * 10–1 + 5 * 10–2 = 100 + 20 + 3 + 0,4 + 0,05.

От выбора системы счисления при проектировании ЭВМ зависят такие ее характеристики, как скорость вычислений, объем памяти, сложность алгоритмов выполнения арифметических операций. С точки зрения технической реализации наилучшей является двоичная система счисления, т.к. для построения ЭВМ широко используются двухпозиционные элементы.

Двоичная система счисления (р = 2, ai = 1; 0) является основной системой счисления в ЭВМ, в которой осуществляются арифметические и логические преобразования информации в устройствах ЭВМ.

В табл. 1 показано соответствие записи чисел в десятичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Таблица 1

Любое число из двоичной системы счисления может быть переведено в десятичную при помощи формулы разложения.

Пример: 10001012 = 1 * 26 + 0 * 25 + 0 * 24 + 0 * 23 + 1 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 = 64 + 4 + 1 = 6910.

Достоинства двоичной системы:

1. Элементная база современных ЭВМ в основном состоит из цифровых интегральных схем, которые передают двоичный сигнал 0 и 1.
2. Арифметические операции выполняются наиболее просто.
3. Процесс создания схем ЭВМ упрощен, т.к. обозначение переменных и функций в используемом аппарате алгебры логики, принимающих два значения («истина» или «ложь»), совпадает с двоичными цифрами (1 или 0).

Основными недостатками двоичной системы являются громоздкость записи чисел и трудность их восприятия человеком. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо переводить исходные данные (числа) из десятичной системы в двоичную, а результаты – из двоичной в десятичную систему. Такие операции выполняются ЭВМ по специальным программам с использованием двоично-десятичной системы счисления.

Двоично-десятичная система счисления имеет основание р=10 и каждая цифра (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9) изображается в этой системе счисления четырехразрядным двоичным числом, называемым тетрадой. Она используется в ЭВМ не только в качестве вспомогательной системы счисления при вводе и выводе данных, но и в качестве основной при решении задач, когда в ЭВМ вводится и выводится большое количество чисел, а вычислений над ними производятся мало. Преобразования чисел из десятичной системы счисления в двоично-десятичную не связаны с вычислениями и легко реализуются при помощи простейших электронных схем, поскольку преобразованию подлежит небольшое количество (четыре) двоичных цифр. Двоично-десятичные числа преобразуются в десятичные автоматически в ЭВМ по особой программе перевода.

Для предоставления служебной информации – программ при подготовке задач к решению на ЭВМ – применяют вспомогательные системы счисления – восьмеричную систему счисления (р=8, аi=0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) и шестнадцатеричную систему счисления (р=16, аi=0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A(10), B(11), C(13), D(14), E(15), F(16)).

Любое из этих чисел, также как и двоичное,  м.б. представлено с помощью формулы разложения десятичным эквивалентом.

Пример: 726,158 = 7 * 82 + 2 * 81 + 6 * 80 + 1 * 8–1 + 5 * 8–2 = 448 + 16 + 6 + 1/8 + /64 = 470 13/6410.

Пример: 10А,F16 = 1 * 162 + 0 * 161 + 10 * 160 + 15 * 16–1 = 256 + 10 + 15/16 = 266 15/1610.

Запись команд программы в восьмеричной системе счисления в три раза короче, чем в двоичной.

Шестнадцатеричная система счисления, также как и восьмеричная. Используется при составлении программ для более короткой и удобной записи двоичных кодов – команд. Кроме того, в некоторых ЭВМ шестнадцатеричная система счисления применяется для представления чисел в полулогарифмической форме.

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

Как правило, при операциях вычисления используются целые, дробные и смешанные числа.

Перевод целых чисел.Чтобы перевести целое число из одной ПСС с основанием р в другую с основанием q необходимо:

1. Последовательно делить это число и получаемые частные на основание q новой системы до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя (основания q).
2. Полученные остатки, являющимися цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой ПСС.
3. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.

Пример: Перевести число десятичное 17310 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную ПСС.

17310 = 101011012                                                    17310 = 2558;                               17310 = AD16.

Перевод дробных чисел. Чтобы перевести правильную дробь из одной ПСС с основанием р в другую с основанием q необходимо:

1. Последовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведений на основание q до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равной нулю или будет достигнута требуемая точность представления числа.
2. Полученные целые части произведений, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой ПСС.
3. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.

Пример: Перевести число десятичное 0,6562510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную ПСС.

0,6562510 = 0,101012                0,6562510 = 0,528;                   0,6562510 = 0,A816

Перевод смешанных чисел. Перевод смешанных чисел, т.е. содержащих целую и дробную части, осуществляется в два этапа. Отдельно переводится целая часть, отдельно – дробная. В итоговой записи полученного числа целая часть отделяется от дробной запятой.

Пример: Перевести число 17,2510 в двоичную систему счисления.

Переводим целую часть: 1710 = 100012 Переводим дробную часть: 0,2510 = 0,012

Получаем: 17,2510 = 10001,012.

Пример: Перевести число 124,2510 в восьмеричную систему счисления.

Переводим целую часть: 12410 = 1748 Переводим дробную часть: 0,2510 = 0,28

Получаем: 124,2510 = 174,28.

Перевод чисел из двоичной системы счисления в  систему счисления с основанием 2n.Если основание q-ичной системы счисления является степенью числа 2, то перевод чисел из q-ичной системы счисления в двоичную и обратно можно проводить по более простым правилам.

Для того, чтобы целое двоичное число записать в системе счисления с основанием q = 2n, нужно:

1. Разбить двоичное число справа налево на группы по n цифр в каждой.
2. Если в последней левой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.
3. Рассмотреть каждую группу как п-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2n.

Пример: Число 1011000010001100102 перевести в восьмеричную систему счисления.

Разбиваем число справа налево на группы по три символа (8 = 23) и под каждой из них записываем соответствующую восьмеричную цифру:

101 100 001 000 110 010
 5 4 1 0 6 2

Получаем восьмеричное представление исходного числа: 5410628.

Пример 6: 10000000001111100001112 = 200F8716:

0010 0000 0000 1111 1000 0111
2 0 0 F 8 7

Для того, чтобы дробное двоичное число записать в записать в системе счисления с основанием q = 2n, нужно:

1. Разбить двоичное число слева направо на группы по n цифр в каждой.
2. Если в последней правой группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов.
3. Рассмотреть каждую группу как п-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = 2n.

Пример: 0,101100012 = 0,5428, 0,1000000000112 = 0,80316.

Для того, чтобы произвольное двоичное число записать в системе счисления с основанием q = 2n, нужно:

1. Целую часть двоичного числа разбить справа налево, а дробную – слева направо на группы по n цифр в каждой.
2. Если в последней левой и/или правой группах окажется меньше n разрядов, то их надо дополнить слева и/или справа нулями до нужного числа разрядов.
3. Рассмотреть каждую группу как п-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = 2n.

Пример: 111100101,0111002 = 745,348, 11101001000,110100102 = 748,D216.

Перевод чисел из систем счисления с основанием q = 2n в двоичную систему счисления. Для того, чтобы произвольное число, записанное в системе счисления с основанием q = 2n, перевести в двоичную систему, нужно каждую цифру этого числа заменить ее п-значным эквивалентом в двоичной системе счисления.

Пример: 4АС3516 = 10010101100001101012:

4 А С 3 5
0100 1010 1100 0011 0101

3. Решение задач

Заполнить таблицу:

А10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
А2 0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111
А8 0 1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 13 14 15 16 17
А16 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F

4. Подведение итогов занятия

  • Общая характеристика группы.
  • Вскрытие недостатков группы.
  • Выставление оценок за урок.
  • Рекомендации

5. Домашнее задание

1. Конспект
2. Решение  примеров

Задания:

1. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2. Перевести данное число в десятичную систему счисления.
3. Сложить числа.
4. Выполнить вычитание.
5. Выполнить умножение.
6. Выполнить деление.

Примеры:

1. а) 666(10); б) 305(10); в) 153,25(10);
2. а) 1100111011(2); б) 10000000111(2); в) 10110101,1(2)
3. а) 10000011(2) + 1000011(2); б) 1010010000(2) + 1101111011(2); в) 110010,101(2) + 1011010011,01(2);
4. а) 100111001(2) – 110110(2); б) 1111001110(2) – 111011010(2); в) 1101111011,01(2) – 101000010,0111(2)
5. а) 1100110(2) . 1011010(2); б) 2001,6(8) . 125,2(8); в) 2C,4(16) . 12,98(16).
6. а) 110011000(2) : 10001(2); б) 2410(8) : 27(8); в) D4A(16) : 1B(16);

6. Рефлексия деятельности

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был


7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно