Роль художественной литературы в развитии речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Как вы думаете, что было бы с детьми, если бы им никто и никогда не рассказывал сказок?.. А не кажется ли вам, что сегодня таких детей становится все больше и больше! Мы перестали рассказывать детям сказки, легко заменив эту процедуру, требующую от взрослых дополнительного времени, душевных сил и терпения, телевизором, компьютером!

Слушая сказку, малыш наблюдает за взрослым, его мимикой и жестами. А между тем, для эстетического развития малыша крайне важно, чтобы он приобрел способность художественный образ «без посредников».

Не отсюда ли берут свое начало проблемы в общении, которые существуют у многих детей, проблема отсутствия между ребенком и взрослым и, как следствие – возникновение отчуждения, той самой пропасти, которая увеличивается год от года в семьях, где не поддерживается тепло семейного очага, где игнорируется принцип «глаза в глаза».

Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», – писал В.Г.Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – все это особенности фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.

Речь – это неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности. В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимает ведущее место.

В процессе изучения художественной литературы можно использовать самые разнообразные методы и приемы:

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры – драматизации, настольной инсценировкой. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию.

Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Речевой образец преподносят детям подчеркнуто, громко, неторопливо.

Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальные повторения ребенком, совместное повторение (воспитателя или двух детей), а также хоровое.

Объяснение – раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе.

Указания – разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.

Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? какой? где? как?» и поисковыми, требующие установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы – показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения).

Мы использовали три формы организации воспитательно–образовательного процесса: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы.

Индивидуальная форма организации заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенность психических процессов и т.п. Естественно, что делать это на фронтальной непосредственно образовательной деятельности не предоставляется возможным. Почему? Отметим их неэкономичность во времени. Предположим, что в группе 20 детей. На образовательную деятельность с каждым ребенком отведем по 20–25 мин. Получается, что в течении более чем 6 часов педагог занят индивидуальной работой. А что делают в это время другие дети? Кто заботится о безопасности, развитии? Таким образом, переход на индивидуальную форму работы не представляется возможным.

Но в некоторых случаях индивидуальная форма работы необходима. Прежде всего, это относится к детям с недостатками в развитии, часто болеющими, имеющими проблемы с поведением (неусидчивые, повышенная возбудимость, и др.). Занимаясь с такими детьми индивидуально, педагог помогает им усвоить необходимые знания и умения, развивает способность управлять своими психическими процессами.

Групповая форма предполагает, что образовательная деятельность проводится с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, уровень развития. При подготовке к образовательному процессу хорошо успевающие дети станут помощниками педагога: будут подбадривать неуверенных, не очень умелых, помогать им советом, показом, непосредственным участием. Обеспечить такое взаимодействие детей в воспитательно– образовательном процессе – основная функция групповой формы работы.

Фронтальная образовательная деятельность также необходима в условиях современного дошкольного учреждения. Ее содержанием может быть деятельность художественного характера. Например, музыкальная непосредственно образовательная деятельность, показ инсценировки, знакомство с произведениями искусства и т.п. На этом образовательном процессе важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

По содержанию образовательная деятельность должна быть интегрированная, т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Например, после разучивания стихотворения о зиме малыши участвуют в общей аппликативной работе – делают панно «Снежинки» (или под музыку выполняют имитационные движения «Летят снежинки»).

Приведем примеры дидактических игр, основанных на художественных произведениях, направленные на развитие речи детей.

«Снежинки»

Цель: формировать умение подбирать определения, сравнения.
Материал:
стихотворение И.Сурикова «Зима».

* * *

Воспитатель читает детям стихотворение И.Сурикова «Зима», затем показывает снежинки, вырезанные из бумаги, предлагает поиграть. За каждое сравнение, красивое образное выражение о снеге, зиме, деревьях дети получают снежинку.

Вопросы к игре:

  1. Какой снег в ясный морозный день? На что он похож?
  2. Какой становится снег, когда начинается оттепель? С чем его можно сравнить?
  3. Как можно сказать о деревьях зимой, какие они? На кого деревья похожи? Что с ними происходит, что они делают?
  4. Как сказать, что делает солнышко в ясный солнечный день?

Ребенок, набравший больше всех снежинок, считается победителем.

Воспитатель договаривается с детьми, что они будут загадывать загадки, используя для описания задуманного предмета или живого существа только сравнения (предмет сравнивается по внешнему виду, действиям и т.п. со сходными и известными всем предметами). Назначается отгадчик, который выходит из комнаты и не возвращается, пока дети не договорятся о слове. Отгадчик должен отгадать, какое слово дети задумали.

«Расскажи об осени»

Цели: развивать фантазию, формировать умение интонационно передавать настроение.
Материал:
стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

* * *

Воспитатель читает детям стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Воспитатель. Сегодня вы познакомились с красивым стихотворением об осени. Придумайте сами грустное предложение об осени. Скажите его с грустной интонацией.

Дети придумывают и говорят.

– А теперь придумайте грустный рассказ об осени. Нарисуйте грустную картину про осень.

Дети рассказывают.

– Но ведь осень не только печальное время года. Люди осенью радуются красивому убранству леса, сада, хорошему урожаю. Придумайте веселое предложение об осени. Скажите его так, чтобы чувствовалось ваше радостное настроение.

Дети рассказывают.

«Кто скажет по-другому»

Цель: формировать умение подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу.
Материал:
словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».

* * *

Воспитатель. В сказке вам встретились интересные слова и выражения, например: «Однажды большая туча занавесила небо». Как сказать об этом по-другому? (Небо нахмурилось, скоро будет дождь, стало пасмурно.)

«Загрустили цыплята». Подберите слова, чтобы сказать об этом же иначе… А когда разбудили солнышко, какими стали цыплята?
«Где же вы его найдете? – закудахтала наседка». Как сказать, что она сделала?
Вспомните, как будили друзья солнышко.
Когда солнце показалось в небе, какое оно было? Расскажите.

(Дети выполняют задания.)

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.
Ход игры:
Ребенку читают текст сказки, и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребенок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребенку показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.