ИКТ на уроках географии. Тема: "Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Зарубежной Европы"

Разделы: География, Информатика


Урок в 11 классе по теме “Знакомство с субрегионами и странами Зарубежной Европы” шестой в разделе “Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа” по учебнику Максаковского В.П. На данном уроке рассматриваются особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современных проблем развития стран Европы, анализ карт на примере Швеции, Франции, Греции и Польши в соответствии с требованием ФКГОСОО. На уроке развиваются и совершенствуются такие УУД, как:

Личностные:

  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения,
  • значимость решения поставленных задач на уроке,
  • самоопределение (своя жизненная позиция в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего “Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас”.

Регулятивные:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно: “Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока”;
  • планирование: “Выступление учеников со своими проектами по странам, заполнение учащимися таблицы, групповая практическая работа, подведение итогов работы”;
  • контроль и коррекция – сличение его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона и внесение необходимых дополнений и корректив: “Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы”4
  • оценка – осознание уровня и качества усвоения: “Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны”.

Познавательные:

  • включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования: “Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы; на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы”;
  • моделирования изучаемого содержания: “ Выступление некоторых учеников со своими проектами по данным странам, заполнение учащимися таблицы”;
  • логические действия и способы решения задач: “Используя информацию по докладам и другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы”.

Коммуникативные:

  • сотрудничество – умение слышать, слушать и понимать партнера во время выступления учащихся,
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность во время групповой работы,
  • распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга во время групповой работы,
  • уметь договариваться, вести диалог, правильно выражать свои мысли в речи во время групповой работы и в беседе с учителем,
  • уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя во время фронтальной беседы,
  • умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками во время дискуссии.

Кроме того, данные презентации по странам Европы можно использовать во внеклассной работе с целью развития познавательного интереса к миру, культуре и достопримечательностям изучаемых стран.

Цели:

Образовательнаявыявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Европы.

Развивающая – развитие умений сравнивать различные страны субрегионов Европы по основным экономико-географическим показателям; выделять черты сходства и различия, используя различные источники географических знаний.

Воспитательная – способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран; умения вести себя в обществе: вести беседу с учителем, одноклассниками, слушать других людей, работать в группе.

Средства обучения: настенная карта Европы, атласы, учебники, хрестоматии, энциклопедии, мультимедиа. На доске эпиграф “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!” Н.А.Некрасов.

ФОУД: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока: урок-практикум.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, метод проектов.

Ход урока

Роль учителя Роль ученика
1. Организационный момент. Мотивация. Ребята, сегодняшний наш урок мне бы хотелось начать со слов Н.А. Некрасова (на доске “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!”).

Давайте попробуем на сегодняшнем занятии найти подтверждение этих строк, а для этого нам необходимо познакомиться со странами Зарубежной Европы.

2. Актуализация. Давайте вспомним, что нам известно с прошлого урока, какие общие черты и какие различия имеют страны Европы?

В какие интеграционные группировки они входят? С какой целью происходит интеграция в Европе?

3. Целеполагание. Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока (если возникают затруднения, учитель корректирует постановку цели).

4. Первичное усвоение материала. Наша задача – на основе выступлений учеников заполнить таблицу со сравнительной характеристикой по Швеции и Польше, Франции и Греции, которые входят в состав разных субрегионов Зарубежной Европы (некоторые ученики выполняли проекты по заданным странам, которые получили заранее).

После выступления по каждой стране учитель задает вопрос: Чем данная страна удобна для жизнедеятельности человека?

5. Осознание и осмысление учебной информации. Итак, мы получили краткую информацию о четырех странах, расположенных в разных субрегионах Зарубежной Европы. Чтобы узнать, а в какой стране более комфортные условия жизни и более высокий уровень экономического развития, нам необходимо сравнить эти страны. Эту работу мы будем выполнять по группам.

Мы с вами живем в России, а значит нам не безразлично экономическое развитие нашей страны. Поэтому одна группа будет определять внешние связи этих стран с Россией и выявлять наиболее выгодных партнеров

Делаем выводы – слушаем результаты работы групп.

6. Швеция – Греция (черты сходства):

1. полуостровные, унитарные государства,
2. входят в ЕС, ОЭСР, Шенгенское соглашение,
3. ресурсы минеральные, рекреационные,
4. национальный состав однороден, христианство,
5. много иммигрантов.

(Черты различия):

1. разная форма правления,
2. уровень урбанизации и образования выше у Швеции,
3. в Швеции – протестантство, в Греции– православие,
4. Греция – крупный торговый флот, Швеция – крупные
концерны,
5. в Греции развиты растениеводство, легкая и пищевая промышленности; в Швеции – животноводство, машиностроение, ЛПК, информационные технологии,
6. Швеция – богатая страна, нет сильных различий среди благосостояния граждан, привлечение ученых из других стран; Греция -привлечение туристов, родина олимпийских игр.

Франция – Польша (черты сходства):

1. материковые страны, унитарные республики,
2. входят в ЕС, ОЭСР, НАТО, Шенгенское соглашение,
3. богаты ресурсами (минеральные, рекреационные,
агроклиматические),
4. национальный состав однороден, преобладают христиане, католики; урбанизация высокая, много иммигрантов,
5. развиты машиностроение, химическая, пищевая, текстильная и швейная отрасли,
6. много достопримечательностей,
7. импорт топлива, металлов.

(Черты различия):

1. Польша -бывшая социалистическая республика, Франция – капиталистическая страна,
2. климат мягче у Франции, значит она больше привлекательна для туристов,
3. Франция – “Туристическая Мекка” (природа, архитектура, история), Польша – “Освенцим” (история и архитектура);
4. транспортная система развита лучше во Франции;
5. Франция– высокоразвитая страна, входит в состав “Большой восьмерки”.

Внешние связи с Россией:

Импорт: продукция машиностроения, (автомобили, оборудование) мебель, одежда, парфюмерия, косметика, медикаменты, продовольственные товары

Экспорт: топливо, металлическое сырье, химические продукты и др.

7. Первичное закрепление учебного материала. Проанализировав все особенности каждой страны, давайте сделаем общий вывод – что же влияет на экономическое развитие стран?

Итак, на экономическое развитие страны влияют:

  • Географическое положение страны
  • Природно-ресурсный потенциал
  • Качество трудовых ресурсов
  • История развития страны и освоения территории (традиционная экономика)
  • Влияние на развитие экономики неучастие страны в военных конфликтах
  • Внешние экономические связи, интеграция, развитие экономики страны в целом

8. Домашнее задание стр. 218–221 учебника, повторить материал по Зарубежной Европе, используя блок самоконтроля в конце темы 6 (дифференцированно записано на доске)

9. Рефлексия. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, вы согласны с Н.А.Некрасовым, что в Европе удобно? Да, конечно. Но почему он тут же говорит, что “Родины ласки ни с чем не сравнимы”? ……….

Конечно надо стремиться к уровню жизни, сопоставимому с уровнем европейских стран, но это зависит прежде всего от нас с вами, как мы будем строить свою жизнь и какой вклад внести в экономику страны сможете вы после окончания школы и учебных заведений. Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас. И хотелось бы верить, что “Если крикнет рать святая, кинь ты Русь живи в раю!”, на это вы бы ответили……… так как это сказал С Есенин и с которым я полностью согласна “Я скажу не надо рая дайте родину мою.”

Спасибо за урок.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на плодотворную работу. (Слайд 1)

Читают слова Н.А. Некрасова, анализируют, почему автор пишет, что в Европе удобно.

Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы.

Слайд 2

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют цель урока – рассмотреть страны из разных субрегионов Зарубежной Европы; выявить, почему в Европе удобно и где наиболее комфортно для человека

Слайды 3–4

Выступление учеников с опережающим заданием – проектами по данным странам. Во время выступлений ученики заполняют таблицу в рабочих листах (см. приложение).

Слайд 5

Выступающие отвечают на вопрос учителя, чем их страна выгодна (удобна) для человека.

Групповая практическая работа: на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы.

Слайд 6

Класс делится на группы:

  • 2 группы сравнивают Швецию и Грецию;
  • 2 группы сравнивают Францию и Польшу;
  • 1 группа сравнивает внешние экономические связи этих стран с Россией

Представители каждой из групп делают выводы:

  • Греция комфортно для отдыха (юг, древняя цивилизация)

Швеция экономически развита сильнее

  • Франция экономически более развитая страна + комфортно для отдыха

Польша экономически развита, расположена ближе к России

  • Более тесные экономические связи у России с Францией и Польшей, но также необходимо тесное сотрудничество с другими странами, в том числе со Швецией и Грецией

Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы.

Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны, соотносят с эталоном учителя.

Слайд 7

Записывают домашнее задание, анализируют блок самоконтроля и взаимного контроля, определяют степень самоподготовки к зачету по теме “Зарубежная Европа”.

Слайд 8

Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу-дискуссию с учителем и одноклассниками. Возможные варианты ответа: “Европа удобна географическим положением, благоприятным климатом, уровнем экономического развития и т.п.”, “Россия богата природно-ресурсным потенциалом, есть возможность для дальнейшего развития, необходимо только правильно распоряжаться этим богатством и развивать экономическое и политическое сотрудничество с другими странами и т.п.”

Подводят итог к уроку.

Презентация. Польша.

Презентация. Швеция.

Презентация. Франция.

Рабочий лист ученика – Приложение