Виды деепричастия

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. повторить способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
  2. формировать умения образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид;
  3. отрабатывать навык морфемного разбора деепричастий;
  4. повторить правописание НЕ с деепричастием и глаголом.

Оборудование: компьютер, система“Verdict”,интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока и целей урока.

II. Повторение.

1. Индивидуальная работа по карточкам (компьютер 3 человека).

КАРТОЧКА 1.

Перестройте предложения , заменяя один из глаголов деепричастием. Расставьте знаки препинания.

  1. В первую минуту он нагонял плот и кричал.
  2. Он ни секунды не колебался и поплыл туда.
  3. Он впал в отчаянье и не почувствовал прежней решимости.

КАРТОЧКА 2.

Перестройте предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Расставьте знаки препинания.

  1. Она стояла на коленях и смотрела вперед.
  2. Матрос словно почувствовал прилив новых сил, поднял весло и велел юнге взять второе.
  3. Мы опасались погони и не думали ложиться.

КАРТОЧКА 3.

Расставьте знаки препинания , выделите деепричастные обороты.

  1. Пройдя шагов триста по берегу реки маленький отряд вступил в лес.
  2. Юноша следовал за ним пристально всматриваясь в лес и оба берега реки.
  3. Повернувшись лицом к океану он искал взглядом следы крушения.

2. Индивидуальная работа у доски.

*Вставьте буквы , рядом с глаголом укажите его вид и спряжение, образуйте деепричастия того же вида.

Держ…т-

Смотр…т-

Посмотр…т-

Замуч…т-

Позабот…тся-

Зате…т-

*Произведите синтаксический разбор предложения, расставить и объяснить знаки препинания.

Троекуров торжеству…щий свою победу взяв перо постав…л подпись под решением суда.4

3. Работа с классом (интерактивная доска).

*Синтаксический разбор предложения.

Стекля (н,нн)ый , редкий и ядреный

С весел…м ш…рохом спеша

Промчался дождь и лес зеленый

Затих прохладою дыша.4

(И.Бунин)

*Составьте схему предложения.

*Какой литературный прием использует И.Бунин, чтобы показать красоту природы?

4. Проверка работы у доски.

5. Индивидуальная работа в тетради (1 человек)

*Произвести морфемный разбор слов.

Промчался2, дыша2, спеша2, затих2 .

6. Блиц-опрос по теории’’. Система”Verdict”.

1. Какое из утверждений является неверным?

  1. Деепричастия образуются от глаголов.
  2. Деепричастия как и наречия, не изменяются
  3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
  4. Деепричастия как правило, в предложении являются определением.

2. Какое из утверждений является неверным?

  1. Деепричастия обозначают добавочное действие.
  2. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью -в-, -вши-.
  3. Деепричастия совмещают свойства глагола и наречия.
  4. Деепричастия с зависимыми словами называются деепричастным оборотом.

Итак:

*Что такое деепричастие?

*Какими морфологическими признаками оно обладает?

*Что такое деепричастный оборот?

*Какие знаки препинания ставятся при деепричастном обороте и одиночном деепричастии?

*Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

7. Проверка индивидуальной работы у доски.

III. Тренировочные упражнения.

1. Выборочный диктант (письменно).

* Выпишите из строф стихотворений И.Бунина деепричастия и деепричастные обороты.(ксерокопия на каждой парте).

1) И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.

2) И ночь тянулась без конца…
Порой, дремотой обвевая,
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.

3) Берез веселых хоровод,
Шумя, встречает нас с поклоном.

4) Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.

5) Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись-
Две чаши, полные огня.
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.

6) Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой.

7) Змея, шурша листвой дубовой,
Зашевелилася в дупле.
И в лес пошла, блестя лиловой
Пятнистой кожей на земле.

2. Самостоятельная работа(взаимопроверка).

*От всех ли глаголов в русском языке образуются деепричастия?

*От каких групп глаголов деепричастия нельзя образовать ?

3. *Образуйте, где это возможно, от глаголов деепричастия.

Печь, беречь, раскрасить, сделать, писать, зябнуть, посмотретьехать, строить, гнуть, рисовать, решить.

4. Сопутствующее повторение орфографии(правописание НЕ с глаголами, деепричастиями и причастиями).

*Чтение сказки “О взаимоотношениях НЕ с Деепричастием”.(по ходу чтения выписать из текста все слова с НЕ, объяснить их правописание).

НЕ всегда славилась скверным характером, и Деепричастие с трудом находило с ней общий язык. Ну и как можно жить в одном доме с этим чудовищем, которое и слова-то не даст сказать! Вот пригласит Деепричастие в дом другие части речи, беседу заведет, совет даст: “Уходя, гасите свет!” А вредная НЕ тут как тут: “Уходя, не гасите свет!” Деепричастие терпеливо продолжает: “Отвечай, думая!” А НЕ нахально: “Отвечай, не думая!” Деепричастие держится изо всех сил: “Написав диктант, внимательно проверь его”. А НЕ немедленно врывается: “Написав диктант, не проверяй его”. Негодуя в душе, Деепричастие старается быть терпимым и учится прощать плохо воспитанную НЕ.

*Так как же пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?(проговорить правило) .

5. Работа с классом.

*Раскройте скобки, объясните написание, расставьте знаки препинания.

Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не) годуя на кого-то.

Поле (не) засеянное вовремя, чернело вдали.

(Не) поворчав кошка куска (не) съест.

Дома меня ждала (не) законченная работа.

6. Лексическая работа.

Найдите устаревшие деепричастия, встречавшиеся в 19 и в 20 веке, а в современном языке не употребляющиеся.

1. Пиша тебе об этом…
(у Н.Некрасова)

2. Бежа изо всех сил…
(у М.Ю.Лермонтова)

3. Лия горькие слезы…
Могя это сделать…
Громко поя песни…
(у Л.Толстого)

7. Найдите в предложениях грамматическую ошибку и исправьте ее (устно).

1. Подходя к калитке, подул сильный ветер и полил дождь.

2. Прочитав рассказ, у меня сложилось впечатление.

8. Работа на компьютере (Тестовая работа).

1. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

  1. Выспавшись, принес, крепись, стоя
  2. Читая, удерживая, чистая, сидя
  3. Учившись, купив, найдя, бегая
  4. Переплывая, испугавшись, упав, думая.

2. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

  1. Расправь, выпав, пройдя, разговаривая
  2. Бегая, присмотревшись, забыв, глядя
  3. Стремглав, выполнив, радуясь, укрыв
  4. Навзничь, объевшись, белая, двигая.

3. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

1)2
2)3
3)4
4)5

4. Сколько деепричастий в предложении?

Переехав через гору и спустившись в долину, осененную деревьями, я увидел минеральный ключ, текущий поперек дороги.

1)1
2)2
3)3
4)4

5. Сколько деепричастий в предложении?

Проселочным путем люблю скакать в телеге и, взором медленным пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень.

1)1
2)2
3)3
4)4

6. В каком случае дан неправильный вариант образования деепричастий?

  1. Замерзнуть – замерзнув
  2. Облизывать – облизывая
  3. Открыть – открывая
  4. Довериться – доверившись

7. В каком случае дан неправильный вариант образования деепричастий?

  1. Находиться – находясь
  2. Исправить – исправляя
  3. Осветить – осветив
  4. Испугаться – испугавшись.

IV.*Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

*Параграф 29, 30, упражнение № 176.

Первая группа: придумай грамматическую сказку на одну из тем “О важной роли Деепричастия в жизни его отца Глагола”, “О родстве душ Причастия и Деепричастия”, “О том, как Деепричастие подчеркивает запятыми свое добавочное значение”.