"Постановка проблемы в художественном произведении". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Форма урока: классно-урочная.

Цели урока:

1. Обучающие: подготовка к ЕГЭ, часть С – написание сочинения:

  • повторить теоретические сведения о тексте и его признаках;
  • познакомить с требованиями к содержанию сочинения;
  • сформировать умение определять проблему текста, выявлять ее и формулировать на основе полученных знаний;
  • научить алгоритму работы по определению проблемы текста на практике.

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные навыки: анализ, синтез, логику; коммуникативные навыки и навыки работы с текстом;
  • создать оптимальные условия для осмысления темы урока через применение ИКТ;

3. Воспитывающая:

  • расширять знания учащихся и повышать их нравственную культуру через использованные на уроке тексты;
  • помочь осознать важность и значимость работы с текстом по теме урока для личностной самореализации.

Технология: использована “Технология развития критического мышление через чтение и письмо”.

Приемы: ТРКМЧП:

  1. “Ключевое слово”,
  2. “Кластер”,
  3. “Оставьте за мной последнее слово”.

Методы: (по классификации М.М. Поташника)

1. Методы организации и осуществления учебной деятельности:

  1. Перцептивный аспект:
    а) словесные (беседа, инструктаж);
    б) наглядные (мультимедийная презентация, образец);
    в) практические (работа с текстом).
  2. Гностический аспект:
    а) иллюстративно-объяснительный;
    б) проблемный;
    в) частично-поисковый.
  3. Логический аспект:
    а) индуктивный (от частного к общему);
    б) синтез, анализ, классификация..
  4. Управленческий аспект:
    а) методы учебной работы под руководством учителя и самостоятельной учебной деятельности учащихся..

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  1. методы стимулирования мотивов к учению (создание ситуации новизны, успеха);
  2. методы стимулирования мотивов долга, ответственности (убеждение, приучение, поощрение).

3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  1. устные и письменные;
  2. фронтальные, работа в парах;
  3. текущие;
  4. с применением ИКТ.

Оборудование:

  • тексты;
  • тетради;
  • мультимедийная презентация, экран, компьютер;
  • эпиграф.

Сценарий урока.

Организация работы по ТРКМЧП Ход урока
I. Стадия вызова I. Организационный момент.

– Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада видеть вас на уроке. Сегодня у нас в 10 классе первый урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку части С – написание сочинения. Уверена, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю вам хорошего настроения и успехов.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

  • Беседа.

– Однажды писатель М. М. Пришвин сказал: “С детства на зеленый росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зеленый росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную”.

Как вы думаете, почему в начале урока по подготовке к написанию экзаменационного сочинения я привела такие слова? (Ответы учащихся.)

– Верно, вам на экзамене придется работать с чужими мыслями талантливых людей, и вы их должны усвоить, чтобы суметь извлечь из них свои собственные мысли. Это очень трудная работа – создание собственного текста.

Обращение к личному опыту учащихся. Работа с ключевыми словами в тексте.

Самостоятельное
целеполагание.

Вы знаете, что стены без фундамента не воздвигаются. Точно так же невозможно создать текст без знания основ, правил работы с текстом.

– Посмотрите на эти два отрывка и скажите, какой из них можно назвать тестом? Используйте ключевые слова. Поясните свою мысль. (Слайд 1). (Приложение).

Что же такое текст? И какие признаки текста вы знаете? (Слайд 2). (Ответы учащихся.)

– Запишите тему урока и, исходя из нее, подумайте, какие цели вы ставите на уроке для себя? (Ответы учащихся.)

Сообщение целей учителя.

– Вы поставили правильные цели: выяснить, что называется проблемой текста? Как ее выявить? Как сформулировать?

А у меня цель урока не только теоретически ответить на ваши вопросы, но и показать на практике, как это сделать.

Сегодня мы работаем в парах. И оцениваться по ответам будет пара.

II. Стадия усвоения нового материала. III. Этап изучения нового материала.
  • Обучающая беседа в сопровождении мультимедийной презентации.

– Прежде всего я хочу познакомить вас с требованиями, на основе которых будет строиться ваше сочинение. Они композиционно организуют ваш текст. Сколько микротем будет в вашем сочинении? Сколько абзацев? (Слайд 3). (Ответы учащихся.)

Работа с ключевым словом.

– Мы часто слышим: “Это серьезная проблема”, или “над этой проблемой надо подумать”. Что же такое проблема? Каково лексическое значение этого слова: (Слайд 4) (Ответы учащихся.)

Итак, проблема – это сложный вопрос, волнующий конкретного человека в конкретной ситуации. Перед нами тоже сегодня стоит проблема, какая? (Ответы учащихся.) (Как правильно определить и сформулировать проблему исходного текста, чтобы на этой основе создать собственный текст?)

Самостоятельное составление кластера.

– Давайте познакомимся с видами проблем. По ходу моего объяснения составьте кластер. (Слайд 4)

– Итак, как же выявить проблему в тексте публицистического стиля? (Слайд 5). Сделайте записи с тетрадь

  • Практическая работа в парах с текстом публицистического стиля “Как научиться не завидовать?” В. Харченко. (Приложение № 1).
Обсуждение в парах. Ответы.

Задания: определите тему текста; определите проблему текста. (Тема: о зависти. Проблема зависти, или как научиться не завидовать?) Запись в тетрадь.

– А теперь познакомьтесь с информацией о том, как выявить проблему текста в художественном стиле. Сделайте запись в тетрадь. (Слайд 6).

  • Практическая работа в парах с текстом художественного стиля “Пробочное воспитание” Ф.Кривина. (Приложение №1)
Обсуждение в парах. Ответы.

Задания: определите тему текста; определите проблему текста. (Тема: Воспитание молодого поколения. Проблема: Как следует воспитывать детей?) (Запись в тетрадь.)

– Как вы уже поняли, проблему текста нужно не только выявить, но и правильно сформулировать. Существует два способа. Познакомьтесь с ними и сделайте запись в тетрадь. (Слайд 7).

Правильно сформулировать проблему вам помогут речевые клише. (Слайд 8). (Запись в тетрадь.)

– Какие вопросы у вас возникли по теме урока?

Самостоятельная работа (применение освоенного способа деятельности в новой ситуации).

III. Этап закрепления новых знаний.

  • Самостоятельная работа в парах.

Задание: прочитайте текст К. Чуковского “О А. П. Чехове”; выявите и сформулируйте одну проблему текста (проблем может быть несколько, выберите главную) в 2–3-х связных предложениях. Это и будет ваше вступление к экзаменационному сочинению. Используйте теоретический материал урока, речевые клише. Время работы 5 минут. (Приложение № 2).

Работа с образцом вступления к сочинению.
  • Выступление нескольких пар.
  • Образец вступления к сочинению. (Чтение учителем своего вступления.) (Запись в тетрадь.)
IV. Стадия рефлексии.

Практическая работа с кластером (заполнение кластера
примерами).

Прием “Оставьте за мной последнее слово”.

V. Применение знаний и рефлексия.
  • Беседа.

– Ребята, молодцы, вы хорошо справились с работой. А теперь мне хочется усложнить задание: посмотрите на составленный вами кластер “Виды проблем” и сами сформулируйте проблемы, актуальные в современном обществе, по одной из видов проблем и запишите их в ваш кластер.
(Ответы учащихся).

– Предлагаю вам, используя прием “Оставьте за мной последнее слово”, высказаться о значимости и нужности данного урока для вас лично. (Ответы учащихся.)

  • Слово учителя.

Ребята, известный вам критик Д. И. Писарев однажды высказал мысль, что “неправильное употребление слов ведет за собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни”.

Перефразируя его слова, мы можем сказать, что неправильное определение проблемы текста может привести к практической ошибке при создании текста на экзамене.

  • Домашнее задание.

Поэтому призываю вас выучить теоретический материал урока и на основе упражнения 373 сформулировать проблему текста и написать вступление к сочинению.

  • Сообщение оценок группам.