Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Работа с родителями


Здоровье человека – тема для разговора достаточная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Если человек физически здоров, то у него много энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

В условиях усиливающейся тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, деятельность по его сохранению и укреплению рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества в новом веке. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни.

Поэтому, одна из главных задач педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Важно также на своём личном примере демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Первая ступень обучения в школе является местом активной деятельности ребёнка на протяжении 4 лет. Это важный период интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь. Учителя нашей школы работают над проектом «Кузница здоровья», который ориентирует детей на занятия спортом, физической культурой и ведением здорового образа жизни.

Основная идея «Кузницы здоровья»: гармоничное развитие личности ребёнка – это «состояние физического, психического и социального благополучия человека». Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
  • создание рациональной организации учебной и внеучебной жизни обучающихся,
  • создание эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,
  • реализация модульных образовательных программ,
  • организация просветительской работы с родителями.

Главной целью «Кузницы здоровья» является формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью, воспитание нравственно здоровой, духовно полноценной, трудоспособной личности.

Направление моей работы называется «Я и моё здоровье». В этом направлении мы с классом и родителями работали целый учебный год. В своей работе активно используя приёмы, формы и методы организации обучения и воспитания обучающихся, без ущерба для их здоровья.

Основополагающими приоритетами данного направления считаю:

  • Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.
  • Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
  • Пропаганда здорового образа жизни.

Вся работа:

  • Направлена на – обеспечение психического здоровья учащихся.
  • Опирается на – принципы природосообразности, преемственности, вариативности.
  • Реализуется через – учёт особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке и во внеклассной работе; создание условий для самовыражения учащихся; формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни; предупреждение гиподинамии.
  • Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений; использованию полученных знаний в повседневной жизни.

В практике работы использовала личностно-ориентированные технологии и технологии развивающего обучения. 

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению использовала различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод.

Разнообразны виды деятельности и формы организации занятий: элементарные движения во время занятий, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, «Минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), подвижные игры, витаминизация пищевого рациона, горячее питание, ежедневное употребление молока, экскурсии, викторины.

Содержание работы по направлению «Я и моё здоровье»:

Направления Задачи Формы
1. Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД - обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
- снять утомляемость;
- воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья
- подвижные перемены;
- утренняя зарядка;
- минутки покоя;
- организация горячего питания;
- ежедневное употребление молока
2. Внеурочные спортивные мероприятия - развивать силу, ловкость, выносливость;
- формировать навыки работы в команде
- спортивные праздники;
- подвижные игры;
- соревнования
3. Внеклассная воспитательная работа - формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
- развивать творческую активность обучающихся
- тематические классные часы;
- конкурсы;
- беседы;
- викторины;
- уроки творчества
4. Работа с родителями - повысить образовательный уровень родителей в вопросах воспитания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
- воспитывать активную позицию в отношении ЗОЖ
- тематические родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- совместные спортивные мероприятия и праздники

Приоритетным направлением работы является не только изучение теоретических знаний, но и практическая направленность. Обязательными условиями являются – занимательность изложения материала, ненавязчивость, отсутствие назидательности и поучительности.

Во внеклассной работе кроме тематических бесед проводились познавательные игры: «Полезно – вредно», «Светофор здоровья», «Как здоровье?», «Воспитай себя», организованы экскурсии: в школьный медицинский кабинет, в поселковую амбулаторию, на ВОС. Были проведены конкурсы рисунков по темам: «Сохраним здоровье», «Огонь друг – огонь враг», «Второй класс против курения и наркомании». В конце учебного года провели праздник «Путешествие в страну здоровья».

За время работы в данном направлении изменилось отношение обучающихся к умственному труду (с 3,7 в 1 классе до 3,8 во 2 классе), отношение к людям (с 4,0 до 4,1), отношение к себе (с 3,7 до 3,9). Диагностика поводилась по методике М.И.Шиловой «Изучение воспитанности учащихся начальных классов» (Приложение 1).

В классе нет ребят с хроническими заболеваниями. Регулярно (один раз в год) обучающиеся проходят плановый медицинский осмотр врачами. По результатам обследования I группу здоровья имеют – 58,8% обучающихся, II группу – 35,4% обучающихся, III группу – 5,8% обучающихся. Регулярно проводится вакцинация ребят врачами амбулатории п. Приозёрный. Физкультурная группа: основная – 82,4% обучающихся, подготовительная – 17,6% обучающихся. Ребята ведут активный образ жизни. Все обучающиеся посещают занятия физкультуры (3 раза в неделю), занятия в бассейне (1 раз в неделю). Ученики занимаются в школьной спортивной секции «Художественная гимнастика», в секции по волейболу, по футболу, по дзюдо. Есть свои результаты: Пискун Альбина заняла 2 место в районных соревнованиях по дзюдо, а в соревнованиях, посвящённых Дню защитника Отечества – 1 место. (Приложение 2).

В течение учебного года класс принимал участие в спортивных соревнования, проводимых в школе и в посёлке: «Здравствуй осень», «Китайский Новый год», «Не валяй дурака», спортивный праздник, посвящённый Дню Матери, «Дружная семейка».

Бородина Виктория получила сертификат за участие во Всероссийском детском литературном конкурсе МЧС России «Дети о спасателях – 2011» в номинации «Сказка о спасении сказочных героев». (Приложение 3).

Родители являются активными участниками в работе по данному направлению. Родители-папы: в течение года регулируют высоту школьных парт согласно изменяющемуся росту учащихся. Родители участвуют в физкультурно-оздоровительной работе. Совместно с родителями прошли спортивные соревнования: «Дружная семейка», «Папа, мама, я – дружная семья», «Зов джунглей». 53 % родителей регулярно организуют здоровый досуг дома: праздники, походы, экскурсии.

У ребят изменилось отношение к питанию. Школьные завтраки и обеды съедаются полностью, каждый день пьём молоко в рамках акции «Здоровый ребёнок – здоровое питание».

В течение учебного года ученики, совместно с родителями, работали над проектом «Завтрак в моей семье». Итогом данной работы служит создание сборника рецептов завтраков, традиционных в семьях школьников. Данный сборник был представлен на общешкольном родительском собрании. (Приложение 4). Исследовательская работа «Полезный завтрак в моей семье» была представлена на IX школьной научно – практической конференции «Будущее за нами». Работа была удостоена Дипломом I степени.

Проведены следующие родительские собрания:

  • Круглый стол «Причины и следствия детской агрессии»
  • Родительский урок «Как научить ребёнка необходимым правилам поведения»
  • Родительский урок «Как научить ребёнка жить в мире людей»

Все результаты работы заносятся в индивидуальную карту здоровьесберегающего развития «На пути к Олимпу»

Направления деятельности (название станций) Аспекты исследования Диагностические средства
УКРЕПЛЯЮЩАЯ 1. Соблюдение режима дня.
2. Выполнение утренней зарядки
Наблюдение
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ 1. Посещаемость урок физкультуры
2. Наличие спортивной формы
Мониторинг участия
СЕМЕЙНАЯ 1. Организация здорового досуга дома: праздники, походы, экскурсии.
2. участие в поселковых мероприятиях
Анкетирование родителей
ДЕЛЬФИН Посещаемость занятий в бассейне Мониторинг посещаемости
СПОРТИВНО-ТАНЦЕВАЛЬНАЯ Участие в культурно-массовых мероприятиях спортивно-танцевальной направленности школы, посёлка Мониторинг участия
МУРАВЬИШКА 1. Дежурство по классу.
2. Участие в трудовых десантах, акциях.
3. Исполнение трудовых поручений дома.
Оценка за дежурство
Мониторинг участия
Анкетирование родителей
НЕБОЛЕЙКА Отсутствие пропусков по болезни Мониторинг посещаемости
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ 1. Участие в профилактических мероприятиях.
2. Профилактические прививки, витамины
Мониторинг посещаемости
Мед карта
ЧИСТЮЛЬКА Внешний вид, опрятность, причёска Наблюдение
НЯМ-НЯМ 1. Охват горячим питанием
2. Употребление молока
3. Культура питания, поведение в столовой
Табель посещаемости столовой
Наблюдение
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ - скоростные
- координационные
- скоростно-силовые
- выносливость
- гибкость
- силовые
Бег 30м (сек.)
Челночный бег: 3х10м (сек.)
Прыжок в длину с места (см)
Бег 6 минут (м)
Наклон вперёд из и.п. сидя (см)
Подтягивание (кол-во раз)
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Вес
Рост
Кг
См

Родители участвуют в оценивании следующих аспектов при заполнении карты здоровьесберегающего развития: соблюдение режима дня, исполнение трудовых поручений дома (в дневниках обучающихся родители еженедельно делают записи об участии в семейных походах, об исполнении тех или иных домашних поручений и ставят оценку о соблюдении режима дня). Остальные направления мы оцениваем на классном часе путём голосования, ребята высказывают своё мнение, дают советы. (Приложение 5). (Приложение 6)

Заполнение индивидуальных карт здоровьесберегающего развития позволяет:

  • в системе отслеживать изменения показателей по различным направлениям как в течение года, так и за весь период выполнения программы;
  • своевременно реагировать на отрицательную динамику;
  • работать в тесном контакте с родителями;
  • поддерживать стремления учеников применять полученные знания в повседневной жизни;
  • использовать в работе соревновательный дух.

Родителям была предложена анкета по оценке работы по данному направлению:

  1. Работа по блоку «Я и моё здоровье» актуальна для приобщения обучающихся к ЗОЖ
    А) да
    Б) нет
    В) сомневаюсь

  2. Карта здоровьесберегающего развития «На пути к Олимпу» помогает стимулировать домашнюю работу ребёнка:
    А) да
    Б) нет

  3. Родители должны принимать активное участие в организации внеучебной деятельности обучающихся:
    А) да
    Б) нет
    В) если есть время

  4. Для реализации проекта необходима материально-техническая база (тренажёр, батут, груша и т.д.)
    А) да
    Б) в ней нет необходимости
    В) другие предложения

  5. Занятия в спортивных секциях помогают укрепить здоровье ребёнка, закаляют его, дисциплинируют:
    А) согласен
    Б) не согласен
    В) сомневаюсь

Результаты анкеты:

  • 90,9% родителей считают данный проект актуальным; 9,1% – сомневаются;
  • 100% считают, что карта здоровьесберегающего развития помогает стимулировать домашнюю работу;
  • 63,6% опрошенных считают, что родители должны принимать активное участие в организации внеучебной деятельности, 36,4% – принимать участие в организации работы могут, если есть время;
  • 63,6% родителей считают, что для реализации проекта необходима материально-техническая база, а 36,4% – считают, что в этом нет необходимости;
  • 90,9% родителей считают, что занятия в спортивных секциях помогают укрепить здоровье ребёнка, 9,1% – сомневаются в данном утверждении.

Изложенные результаты показывают, что работа в данном направлении ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Необходимо наметить направления дальнейшей работы:

  • совершенствование методов и приёмов по заполнению индивидуальных карт здоровьесберегающего развития «На пути к Олимпу»;
  • создание системы мониторинга;
  • активизация работы с родителями как активными участниками проекта;
  • совершенствование форм и методов работы с младшими школьниками;
  • совершенствование таких базовых компетентностей педагога как:
    • интерес к внутреннему миру обучающихся;
    • компетентность в субъективных условиях деятельности;
    • компетентность в установлении субъект-субъектных отношений.

Используемая литература:

  1. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. – М: Издательство «Глобус», 2010г.
  2. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия /авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н.Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2011г.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2007г.
  4. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс. – Волгоград: Учитель, 2003г.
  5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М: ВАКО, 2007г.
  6. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 2 класс. – М: ВАКО, 2008г.
  7. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым /авт.-сост. О.В. Белоножника. – Волгоград: Учитель, 2007г.

Интернет сайты:

  1. urok.1sept.ru
  2. www.coolreferat.com
  3. www.zkasota.ru
  4. n-shkola.ru