Создание композиционного изображения под влиянием абстракционизма и супрематизма

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Представленный интегрированный урок ИЗО и информатики имеет гуманитарное направление.

Тема: «Создание композиционного изображения на основе направлений абстракционизм и супрематизм».

Урок разработан для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Интегрированный урок составлен на основе двух программ: программа Б.М. Неменского, раздел программы «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» и программа «Введение в информатику». По правилам проведения урока информатики – класс делится на подгруппы. Урок проводится в кабинете информатики.

Данный урок направлен на формирование, закрепление представлений об основах композиции на примерах работ известных русских художников-абстракционистов и супрематистов, создание композиционных изображений на компьютере средствами растровой графики в программе PAINT.

Для решения конкретных задач урока предусмотрены эффективные методы для подачи материала:

  • по источнику знаний – наглядные, практические,
  • по характеру познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе – объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично поисковый.

Достижению цели урока способствуют формы организации познавательной деятельности обучающихся (фронтальная, групповая, индивидуальная), ориентированная на развитие информационно-коммуникативной компетентности, а также оптимальный подбор компьютерных презентаций, технических средств обучения.

На уроке используются информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, компьютерные технологии.

Одной из целей школьного образования является формирование информационной деятельности учащихся, в которой умение понимать информацию и эффективно с ней работать становится главной и ведущей в учебе. Полученные учащимися знания на уроках информатики применяются в обучении всех предметов. Ученики приобретают навыки работы с компьютером, используя его для решения учебных задач.

Задания, используемые на уроке, позволяют решать следующие задачи: повышение интереса к предметам, развитие логического, творческого мышления, умения анализировать и делать выводы. Урок оформлен презентацией, что позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся. При этом использованы спецэффекты: звуковое сопровождение, анимация.

Планируемая рефлексия способствует формированию способности к фиксированию неразрешённых затруднений в учебной деятельности как направления будущей учебной деятельности обучающихся.

Компьютер используется на всех этапах урока.

Приложение 1. Презентация «Основы композиции».

Приложение 2. Примеры работ русских художников-абстракционистов и супрематистов (у автора).

Представленный урок может быть рекомендован учителям ИЗО и информатики для использования в учебном процессе.

Методическая разработка

Тема урока: «Создание композиционного изображения на основе направлений абстракционизма и супрематизм».

Тип урока: Интегрированный (ИКТ, МХК, ИЗО) и комбинированный урок: Изложение нового материала, беседа, практикум, частичное поисковое исследование.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: наглядные, практические, беседа, самостоятельная работа, проблемный, частично – поисковый.

Класс: 7.

Цель: Формирование представлений о композиции на примерах работ известных русских художников и создание композиционных изображений на компьютере средствами растровой графики в программе PAINT.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

  • Познакомить с основными законами композиции, с правилами, приёмами и способами размещения объектов на плоскости, являющимися едиными для всех видов и жанров изобразительного языка.
  • Учить передавать сюжет через формы выбранных предметов, показать эмоциональное состояние композиции через использование цвета в рисунке.
  • Учить умению владеть выразительными особенностями и закономерностями художественного построения композиции в графике от эскиза до его компьютерного, законченного варианта.
  • Учить грамотно работать с информацией (умело собирать факты, необходимые для исследования определенной задачи, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать закономерности и формулировать аргументированные выводы).
  • Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки работы в растровом редакторе PAINT.
  • Проверить сформированность умений выполнять основные операции по созданию и редактированию изображений в растровом графическом редакторе PAINT и провести коррекцию ранее полученных знаний.

Развивающие:

  • Расширить кругозор в изобразительном искусстве и дизайне.
  • Познакомить учащихся с творчеством супрематистов и абстракционистов, сделав акцент на композиционное и цветовое решение в их работах, а также проанализировать характерные особенности их картин.
  • Формировать умения анализировать произведение искусства.
  • Развивать исследовательскую и творческую активность детей.
  • Развивать чувство пропорций и их зрительных изменений в пространстве.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическо-художественную культуру, художественный вкус и чувство прекрасного.
  • Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес, логическое мышление, внимание.
  • Способствовать воспитанию аккуратности, терпению, усидчивости.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, умение слушать и не перебивать оппонента, и аргументировано доказывать свою мысль.

Вид используемых на занятии средств ИКТ: ОЭР на CD-ROM.

Аппаратное и программное обеспечение:

  • Компьютеры (кабинет информатики).
  • Проектор.
  • Программа PAINT.
  • Презентация «Основы композиции».
  • Мультимедийные пособия КМ: «Шедевры русской живописи».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формирование новых знаний.
    Объяснение новой темы по теории дизайна (Приложение 1. Презентация «Основы композиции»).
  3. Анализ произведений искусства.
    Беседа о русских художниках Малевиче и Кандинском, и их творчестве с использованием мультимедийного пособия «Шедевры русской живописи».
    Физкультминутка.
  4. Практическая работа в программе PAINT.
    Создание композиций на заданную тему.
  5. Подведение итогов и рефлексия деятельности.
    Анализ работ детей. Оценка самими учащимися результатов своей деятельности.

Организационная структура занятия – Приложение.