Программа элективного курса "Знакомство с фармакологией". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Знакомство с фармакологией» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов.

Актуальность курса заключается в том, что предметом изучения являются лекарственные препараты – вещества, с которыми так или иначе соприкасается каждый человек, и знания, полученные при его изучении необходимы не только людям с медицинским образованием.

Цель курса: дать учащимся правильные представления о лекарственных препаратах, научить грамотно и рационально их применять.

Содержание курса раскрывает основы фармакологии, знакомит учащихся с действием лекарственных препаратов на организм человека, с особенностями их применения, лекарственными формами. Особое внимание уделяется профилактике нежелательного действия лекарств, что поможет уберечь от самолечения, передозировки, употребления наркотиков.

Распределение часов между лекционной и практической частями является условным, так как чаще используются занятия, в которых лекция представляет собой информационно-инструктивную часть к практическим и семинарским работам, а теоретический материал вводится по мере необходимости во время самостоятельной работы учащихся.

Практические занятия дают возможность применять фармацевтические технологии на практике, учат грамотному отношению с химическими веществами.

Курс носит межпредметный и ориентационный характер. Интеграция знаний по химии, биологии, математике, а также исторический материал о становлении лекарственной медицины позволяют создать положительную мотивацию к обучению.

Данный курс ориентирует учащихся на выбор профессий, связанных с медициной.

Учебно-тематический план


п/п
Наименование тем Всего часов В том числе:
Лекция Практика Семинар Экскурсия
1 Введение. История фармакологии. 1 0,5   0,5  
2 Лекарства. Применение лекарственных препаратов. 2 0,5 1 0,5  
3 Рецепты. 1 0,5   0,5  
4 Фармацевтическая технология. Лекарственные формы. 4 0,5 3,5    
5 Растительное лекарственное сырье. 2 0,5 1 0,5  
6 Противомикробные средства. 1 1      
7 Анестезирующие средства. Наркотики. 1 0,5   0,5  
8 Витамины. 1 0,5 0,5    
9 Контроль за качеством лекарственных препаратов. 1 0,5   0,5  
10 Домашняя аптечка. 1 0,5   0,5  
11 Экскурсия в городскую аптеку. 1       1
12 Итоговое занятие. 1     1  
Итого: 17 5,5 6 4,5 1

Содержание курса

Тема 1. Введение. История фармакологии (1 час).

Лекция (0,5 часа).
Становление лекарственной медицины. Гиппократ, Гален, Авиценна, Парацельс. Первые аптеки в России.

Семинар (0,5 часа).
Знакомство с общей структурой курса, с видами итоговых творческих работ. Обсуждение тем самостоятельных (коллективных выступлений).

Тема 2. Лекарства. Применение лекарственных препаратов (2 часа).

Лекция (0,5 часа).
Состав лекарственных препаратов: действующие и вспомогательные вещества. Побочные эффекты. Лекарственная несовместимость. Противопоказания. Режим приема. Дозировка. Передозировка. Первая помощь при отравлении лекарством.

Семинар (0,5 часа).
Изучение инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата.

Практическая работа (1 час).
«Расчет дозы лекарственного препарата в зависимости от возраста, веса, индивидуальной переносимости и состояния организма».

Тема 3. Рецепты (1 час).

Лекция (0,5 часа).
Содержание рецепта. Правила оформления рецептов. Отпуск лекарственных средств.

Семинар (0,5 часа).
Изучение рецептов.

Тема 4. Фармацевтическая технология. Лекарственные формы (4 часа).

Лекция (0,5 часа).
Виды лекарственных форм. Твердые лекарственные формы (таблетки, драже, гранулы, капсулы, порошки). Жидкие лекарственные формы (микстуры, капли, суспензии, растворы для инъекций). Растворители. Мягкие лекарственные формы (мази, пасты, суппозитории). Мазевые основы: жиры, воски, вазелины.

Практические работы (3,5 часа).

  • «Определение лекарственной формы препарата» (0,5 часа).
  • «Приготовление детской присыпки» (1 час).
  • «Приготовление 5% водного раствора перманганата калия» (0,5 часа).
  • «Приготовление 3% спиртового раствора борной кислоты» (0,5 часа).
  • «Приготовление цинковой мази» (1 час)

Тема 5. Растительное лекарственное сырье (2 часа)

Лекция (0,5 часа).
Биологически активные вещества в лекарственных растениях. Сбор и хранение лекарственных растений. Фитотерапия. Соки. Сиропы. Экстракты. Настои. Отвары. Лекарственные сборы. Лечебный чай.

Семинар (0,5 часа).
Изучение состава лекарственных сборов и их действие на организм.

Практическая работа (1 час).
«Приготовление отваров и настоев из растительного сырья».

Тема 6. Противомикробные средства (1 час).

Лекция (1 час).
Дезинфицирующие, антисептические, химиотерапевтические средства. Антибиотики, противобактериальные средства.

Тема 7. Анестезирующие средства. Наркотики (1 час).

Лекция (0,5 часа).
Анальгетики. Наркотические анальгетики. Физиологическая и психологическая лекарственная зависимость. Абстинентный синдром.

Семинар (0,5 часа).
Борьба с наркоманией.

Тема 8. Витамины (1 час).

Лекция (0,5 часа).
Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Суточная потребность в витаминах. Витаминные и поливитаминные препараты.

Практическая работа (0,5 часа).
«Обнаружение витаминов в подсолнечном масле, яблочном соке, курином желтке».

Тема 9. Контроль за качеством лекарственных препаратов (1 час).

Лекция (0,5 часа).
Маркировка лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Контроль за качеством. Поддельные лекарства – проблема всего мирового сообщества. Реклама лекарственных препаратов.

Семинар (0,5 часа).
Фармакология и зло. Меры предосторожности.

Тема 10. Домашняя аптечка (1 час).

Лекция (0,5 часа). Необходимые медицинские препараты дома. Опасность самолечения. Требования к хранению. Срок годности лекарственного препарата.
Семинар (0,5 часа). Комплектование домашней аптечки.

11. Экскурсия в городскую аптеку (1 час).

Знакомство со штатом аптеки.

12. Итоговое занятие (1 час).

Семинар (1 час).
Защита творческих работ.

Темы творческих работ и сообщений учащихся:

1) Приготовить лекарственный препарат. Описать его свойства и применение:

  • 3% раствор фурацилина;
  • 5% спиртовая настойка йода;
  • 25% раствор глюкозы;
  • 5% спиртовой раствор борной кислоты;
  • раствор Люголя.

2) Приготовить настой, отвар или лечебный чай. Описать его свойства и технологию приготовления.

3) Подготовить сообщение по темам:

  1. Наркотики: характер влияния на организм. Описать применение.
  2. Поиск химических веществ – препаратов против СПИДа.
  3. Лекарства и яды в древности.
  4. Хлорная известь и фенол – первые средства дезинфекции.
  5. Яды и антидоты.
  6. Витамины – жизненно необходимые вещества для организма.
  7. Этиловый спирт в фармакологии.
  8. Соки. Лечебное действие и применение.

Литература для учителя:

  1. Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов/Сост. Н.В. Шинширина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 221 с.
  2. Путешествие в мир фармакологии. – М: Знание, 1988 – 176 с. – (нар. ун-т естественнонаучный фак.)
  3. Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Удивительный мир лекарств. – М: Знание, 1985.
  4. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.
  5. Полный справочник фармацевта. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 786 с.
  6. Лекарственные средства, применяемые в медицинской практике/Под ред. М.А. Клюева. – М.:Медицина, 1991. – 512 с.

Литература для учащихся:

  1. Мир химии. Спб., М.: Математика – Экспресс, 1995.
  2. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика, 1982.
  3. Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л.; 1982.
  4. Химический эксперимент в школе: учебно-методическое пособие/О.С. Габриелян, Л.П. Ватлина. – М.: Дрофа. – 208 с.
  5. Шульпин Г.В. Эта удивительная химия: Химия, 1984.