Сохранение здоровья школьников в школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: Сохранение и укрепление здоровья школьников за период обучения в школе.

Задачи:

  • Повышение двигательной активности школьников
  • Применение на уроках здоровьесберегающих технологий
  • Повышение качества знаний по анатомии, физиологии, повышение мотиваций вести подвижный здоровый образ жизни

Актуальность темы в современных условиях гиподинамии, повышения комфорта жизни, ухудшения питания, всемирной компьютеризацией не только школьников, но и всего населения носит самый насущный характер.

Еще не развитая детская мускулатура не всегда справляется с различными нагрузками: мягкой кроватью, неправильной позой во время письменных занятий, долгих занятий на компьютере, тяжелых рюкзаков, неправильной обувью, в результате чего могут возникнуть отклонения в состоянии здоровья. Учителя должны предупредить болезнь, а не лечить ее, как врачи.

Для решения задач, направленных на сохранения здоровья, должны работать совместно, как единый часовой механизм, родители, дети, учителя, врачи.

А) На уроках физической культуры уделить особое внимание упражнениям для укрепления мышц спины, брюшного пресса, выполнять корригирующие упражнения для осанки.

Б) Уроки физкультуры проводить по авторской программе, которую на основе программы под редакцией В.И.Ляха составила Бутовецкая О.Н.

В) Для профилактики нарушения зрения заниматься бадминтоном на уроках физической культуры. На общеобразовательных уроках проводить специальную гимнастику для глаз.

Г) Для профилактики плоскостопия на уроках физкультуры, группах продленного дня заниматься на тренажере «Дорожка здоровья», которую изготовили по авторской методике Бутовецкой О.Н. На остальных уроках, особенно в начальной школе, ребята ставят ноги в носочках во время занятий на специальные коврики с ипликатором Кузнецова, который продается в любой аптеке.

Д) Для повышения двигательной активности проводить, как можно больше различных соревнований, праздников во внеурочное время. Проводить с родителями, ребятами беседы о том, что полезнее после школы пройти несколько остановок пешком, чем ехать в переполненном транспорте, о пользе занятий различными видами спорта и просто вести подвижный образ жизни.

Е) В те дни, когда у ребят нет уроков физической культуры, они дома выполняют домашние задания, которые меняются каждую неделю месяца, от четверти к четверти нагрузка постепенно увеличивается (см. в Приложении).

Ж) Теоретический курс по физической культуре ребята изучают дома по учебникам по Ф.К., которые они получают на дисках в начале учебного года.

Содержание

Проблема современной школы в том, что образование и сохранение здоровья существуют раздельно друг от друга. Я предлагаю наладить взаимосвязь таких понятий, как обучение и здоровье, они по жизни должны шагать рядышком, а не отдельно друг от друга.

I. Уроки физической культуры

На уроках физической культуры нужно эффективно использовать упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, упражнения в равновесии для выработки правильной осанки, так как в последнее десятилетие остеохондроз позвоночника помолодел с 12 до 30% детей и подростков жалуются на боли в спине. Таким образом, остеохондроз позвоночника – поистине «общенародная болезнь»; дыхательную гимнастику с произнесением шипящих согласных на выдохе. Мне очень нравится гимнастика по системе Стрельниковый, особенно эффективна она на уроках лыжной подготовки, в период пока остывают лыжи, ребята в этот момент выполняют дыхательную гимнастику. Для профилактики плоскостопия и укрепления свода стопы, для самомассажа биологически активных точек, которые контролируют жизнедеятельность внутренних органов, я изготовила и применяю на уроках физической культуры тренажер «Дорожка здоровья». (см. Приложение 2)

На этом тренажере занимался сначала мой маленький сынишка, у него было продольное и поперечное плоскостопие. После трех лет занятий у него плоскостопие вылечилось полностью. После того, как врачи признали у него привычный вывих правого надколенника, освободили от всех физических нагрузок, мы продолжали лечение, бинтовали ногу, с помощью элементарных приседаний укрепляли коленный сустав, и он занимался бадминтоном (см. справку в Приложении 7, Приложение 8). «Пока человек двигается – он живет!» – это помнить должны всегда родители, дети, учителя, врачи. Если бы я в тот момент сложила руки, и «освободила» ребенка от физкультуры по совету врачей, мне страшно представить, что было бы сейчас. Вот с того самого времени я стала вести с родителями, детьми разъяснительные беседы, что не всегда правильно освобождаться от уроков физкультуры, ведь даже тяжелобольным после операций назначают ЛФК.

Врачи лечат только следствие, а не причину болезни.

Очень полезны занятия бадминтоном на уроках физкультуры для укрепления глазных мышц. Перед поступлением в Училище Олимпийского Резерва в г.Самаре у Бутовецкого Саши зрение было -2,5. После трех лет усиленных занятий бадминтоном у него зрение улучшилось до -1,5. Прислушиваясь к рекомендациям врачей и своему опыту, на уроках физкультуры я стала проводить занятия бадминтоном.

В каждом классе в нашей школе от 5-9 человек имеют проблемы с позвоночником, им противопоказаны занятия акробатикой. Этим детям нужно укреплять мышцы спины и брюшного пресса, чтобы не было дефектов осанки, выполнять корригирующие упражнения, которые им составляют в кабинете ЛФК. Когда все занимаются акробатикой, а дети, с нарушением осанки занимаются корригирующими упражнениями для осанки.

II. Общеобразовательные уроки

Места для проведения занятий должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Учителя – предметники на уроках не только должны обучать детей, но и смотреть за их осанкой во время устных и письменных занятий. Разработан комплекс гимнастики для глаз, который эффективно проводят на уроках учителя, дети переключаются с одного вида деятельности на другой. Ребята ставят ноги в носочках во время занятий на специальные коврики с ипликатором Кузнецова, который продается в любой аптеке, с помощью их производится массаж биологически активных точек, которые контролируют жизнедеятельность внутренних органов.

III. Родители

Классные руководители проводят беседы с родителями, чтобы ребята не ленились ходить пешком, хотя бы после уроков. Любые подвижные занятия: танцы, бассейн, прогулки пешком, на лыжах и т.д. должны приветствоваться в семье. Воспитание идет прежде всего из семьи, поэтому важно чтобы родители своим примером показывали, что «движение-это жизнь!»

IV. Врачи

После перенесенных заболеваний многие врачи перестраховываются и выписывают детям справки освобождение от уроков физической культуры. В этом случае важно родителям, детям объяснить, что можно заниматься специальной дыхательной гимнастикой, гимнастикой для глаз, упражнения в равновесии с мешочками на голове вполне можно выполнять, а не сидеть на скамейке со справкой в руках, освобождаясь от уроков.

V. Внеклассная работа

Для повышения двигательной активности проводить, как можно больше различных соревнований, праздников во внеурочное время (Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)

VI. Домашнее задание

В те дни, когда у ребят нет уроков физической культуры, они дома выполняют домашние задания, которые меняются каждую неделю месяца, от четверти к четверти нагрузка постепенно увеличивается.

VII. Работа с учебниками

Теоретический курс по физической культуре ребята изучают дома по учебникам по Ф.К., которые мы с ребятами отсканировали с бумажных носителей и на дисках в начале учебного года раздаются каждому ребенку.

Прогнозируемые результаты:

А) замедлить, а некоторых случаях и остановить развитие плоскостопия
Б) замедлить или остановить развитие дефектов осанки
В) профилактика развития близорукости и дальнозоркости.

Приложение 1, Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6

Видеоролики и сборники для занятий
можно посмотреть, связавшись с автором статьи

Список литературы:

  1. Программа по физической культуре В.И.Лях. М.: Просвещение, 2011.
  2. Программа по бадминтону для учителей физической культуры В.Г.Турманидз; Л.В.Харченко; А.М.Антропов. Омск, 2011.
  3. Биология учебник для общеобразовательных учреждений Н.И.Сронин, М., 2005.
  4. Биология учебник для общеобразовательных учреждений А.М.Цузмер; О.Л.Петришина, М.: Просвещение, 1999.
  5. Справочник практического врача профессор А.И.Воробьев. М.: Просвещение, 1983.
  6. Гигиена учебник для институтов и техникумов физической культуры, М.: «Физкультура и спорт», 1990.
  7. Возрастная физиология и школьная гигиена учебное пособие А.Г.Хрипкова; М.В.Антропова; Д.А.Фарбер, М.: Просвещение, 1990.