Урок алгебры по теме "Формула суммы n первых членов геомтрической прогрессии". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цель:

  • вывести формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии;
  • развивать вычислительные навыки;
  • показать практическое применение темы,
  • рассмотреть исторический материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

1) – Назовите формулу n-го члена арифметической прогрессии.

– Чему равен 23-й член арифметической прогрессии?

– По какой формуле вычисляется сумма n первых членов арифметической прогрессии?

– Как найти b15, если (bn) – геометрическая прогрессия?

2) Игра «Поле чудес» (Задачи по теме «Арифметическая прогрессия»)

А Б Г И Л О С Т Ч Э
20 -6,8 4,8 75 3 2 -6,4 14,3 19 352

Ученики выполняют задание, называют номер карточки и ответ. Над номером пишется соответствующая буква.

Карточки с заданиями:

III. Объяснение нового материала.

1. В старинной арифметике Магницкого приведена следующая задача:

Рабочие взялись вырыть колодец у скупого богача. Они просили 500 рублей, но он не хотел дать. Тогда они сказали ему: «Уплати нам за первый метр 1копейку, за второй – 2 копейки, за третий – 4 копейки, за четвертый – 8 и так далее. Большего мы не просим». Богачу это показалось дешево, и он согласился. Сколько денег уплатил богач, если колодец был глубиной 18 метров?

– Как вы думаете, выиграл богач сделку или проиграл?

Решение. Последовательность 1; 2; 4; 8; 16; … 217 – это геометрическая прогрессия, где в1 = 1; q = 2; п = 18.

Надо найти S18.

2. Проблемная ситуация. – Имея полученные знания, можем мы найти эту сумму? Что же нужно сделать?

Вывод формулы суммы п первых членов геометрической последовательности.

3. Продолжаем решать задачу.

Таким образом, богач проторговался на большую сумму.

4. Древняя индийская легенда об изобретателе шахмат

(учебник «Алгебра 9» Ю. Н. Макарычев и др. Страница 159).

Подсчитано, что количество зерен, которое запросил изобретатель шахмат в награду, равно 18 446 744 073 709 551 615. Можно подсчитать, что масса такого числа пшеничных зерен больше триллиона тонн. Это заведомо превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до настоящего времени.

IV. Закрепление материала.

№408, 409(а, б), 413.

V. Итог. Задание на дом