Тема урока "Укрупненные единицы счета"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

  • сформировать представление об укрупненных единицах счета (коробках, ящиках и т. д.);
  • формировать умение складывать и вычитать укрупненные единицы счета с помощью их графического изображения;
  • продолжить работу над формированием прочных вычислительных навыков в пределах 10.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон 1 класс часть 2, карточки для индивидуальной работы, одноразовые тарелки с высыпанными в них двумя коробками счетных палочек , для работы в группе; по две пустые коробки счетных палочек на группу, листы формата А4, фломастеры, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Сегодня вы продолжите увлекательное путешествие по стране Цифирии и узнаете что-то новое о числах. Проводником будет ваш друг Веселый карандаш.

Учитель открывает на доске изображение героя. Презентация. (Слайд 1)

– Какие знания вы возьмете с собой в дорогу? (Знания состава чисел 1 – 9.)
– Какие умения? (Умение считать быстро и правильно, красиво писать цифры.)
– Прочитайте пожелание Веселого карандаша.

Учитель открывает запись на доске. (Слайд 1)

– Я сказала, что вы сегодня узнаете новое о числах, как вы узнаете новое? (Нам надо будет сначала понять, что мы не знаем, а затем мы должны будем сами открыть это знание.)
– Пожмите друг другу руку и пожелайте удачи.
– А с чего начнете путешествие? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация вычислительных навыков в пределах 9.

– На пути в страну Цифирию вам встретилась высокая гора.

Учитель открывает на доске изображение горы. (Слайд 3)

– Пройти через нее можно, выполнив задания. Достаньте из конверта карточку 1.

Учитель открывает на доске задание. (Слайд 2) (8 – 5 + 1, 9 – 6 + 2, 9 – 3 + 0, 8 – 6 + 5, 7 – 2 + 3)

Посмотрите на выражения. Чем они похожи? (Сначала выполняется действие вычитания, а потом сложение.)

– Выполните действия.

Учащиеся работают на карточках .

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Проверка организуется по образцу, который учитель предъявляет на доске, (слайд 3). Допущенные ошибки исправляются.

– Как расположены полученные числа? (Числа увеличиваются с верху вниз на 1.)
– Каких чисел не хватает в этом числовом ряду? (0,1, 2, 3 и 9.)
– Какой ряд чисел получится? 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (На доске ряд чисел ) (Слайд 3)
– Назовите самое большое и самое маленькое число в этом ряду.
– Назовите в этом ряду числа, которые можно заменить суммой одинаковых слагаемых. (2, 4, 6, 8.)

2) Актуализация умения соотносить количество предметов с графической моделью чисел.

Учитель предлагает детям достать из конвертов карточки № 2. (Работа в парах.)

– Веселый карандаш предлагает вам пройти еще одно испытание. Будете работать в парах.
– План. (На доске.)

1. Рассмотрите рисунок. (Слайд 4)

2. Соотнесите количество предметов с числами.

3. В окошко напишите подходящее число.

4. Обоснуйте свое решение.

Пара, выполнившее задание поднимает руки домиком.

Проверка. Вызывается пара. (Выясняется – кто ответственный, кто ассистент.) Они рассказывают о своей работе, сверяя свою карточку с образцом на доске. (Слайд 4)

Итог. Согласны ли вы с нашим решением?

Сигналы.

– Что вы повторили? (Счет в пределах 9, обозначение количества предметов соответствующей цифрой.)
– Каким будет следующий шаг? (Нам нужно выполнить новое задание.)
– Для чего вам это нужно? (Чтобы понять, чего мы не знаем.)

3) Пробное учебное действие. (работа в группах)

Повторим правила работы в группах.

  1. В группе должен быть ответственный. (Ответственный распределяет роли)
  2. Работать должны все.
  3. Один говорит, остальные слушают.
  4. Свое несогласие высказывай вежливо.

Посмотрите, что лежит у вас на столах? (Тарелочки со счетными палочками.)

Учащиеся придвигают к себе тарелочку .

– План.
– 1. За 1 минуту сосчитать палочки..
– 2. Записать количество палочек.
– 3. Обосновать ответ.
– Скажите, чем это задание отличается от предыдущего? (Предметов намного больше, чем было.)
– Попробуйте выполнить это задание.

На выполнение этого задания отводиться 1 минута. Учащиеся прекращают работу по сигналу колокольчика, который дает учитель.

Проверка. Докладчики отчитываются о работе группы.(как они пытались посчитать и что получилось) (Считали палочки по одной.) не смогли посчитать и записать количество палочек на тарелочке.)

Вывод. Счет по одной палочке требует большого количества времени.

Физкультминутка.

3. Выявление места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Что же вы должны теперь делать? (Подумать над нашим затруднением.)
– В чем причина затруднения? (Нет удобного способа для подсчета большого количества предметов.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Сформулируйте цель дальнейшей работы? (Найти способ подсчета большого количества предметов.)
– Вы сказали, что по одному считать не удобно, как по-другому можно считать? (По несколько штук.)
– Кто сможет сказать какая сегодня у нас с вами тема урока? (Единицы счета.)
– До настоящего времени мы считали количества как? (Отдельными предметами “штуками”.)
– Когда предметов много, их объединяют в группы и считают более крупными мерками. Придумайте примеры крупных мерок. (Слайд 5)
– Поэтому давайте уточним название темы урока. Если будем считать крупными мерками значит какие единицы счета? (“Укрупненные единицы счета”.)

Учитель открывает тему урока на доске. (Слайд 6)

Работа в группах (продолжение).

– Что у вас есть на столах? (Коробки.) Как они вам помогут?

– (Мы разложим палочки в коробки и посмотрим, что у нас получиться.)

План на доске.

1. Разложить палочки в коробки.
2. Посчитать коробки.
3. Изобразить , полученные коробки при помощи геометрических фигур на листочках)

Сделать вывод.

– Листочки вывешиваются на доску.

Докладчики отчитываются (У нас получилось 2, 3 коробки . Мы их изобразили так..).

У кого то останутся еще отдельные палочки. Их изобразят точками.

– У кого получилась такая же модель? (Дети поднимают руку.)
– Что вы можно использовать для того, чтобы проверить ваши выводы? (Эталоны, учебник.)
– Откройте учебник на странице 34, 1.

Учащиеся проверяют свою работу с образцом в учебнике, № 1, стр. 34.

– Сколько шашек на рисунке? (4 коробки.) А сколько домино? (6 коробок.)
– Расскажите, как вы будете изображать укрупненные единицы счета графически. (С помощью квадратов.)

На доске появляется эталон (Слайд 7):

– Всегда ли все предметы укладываются в коробки? (Нет.)
– Как тогда считать? (Коробками и штуками.)
– Какая графическая модель будет в этом случае? (Коробки, ящики обозначим квадратами, а отдельные предметы – точками.)

Эталон укрупненных единиц счета дополняется (слайд 7):

– Как вы думаете, что можно делать с укрупненными единицами счета. Рассмотрите страницу в учебнике.

Учитель предлагает детям понаблюдать, как выполняются действия с укрупненными единицами счета Задача 2 стр 34. (Решаем устно, проверяем по доске.) (Слайд 8).

– Что вам позволит новое знание? (Считать большое количество предметов, выполнять арифметические действия.)
– Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в использовании нового способа.)

(№ 4(а,) с 34, ). – Записаны на карточках. Задачи решаются в группах.

План. (На доске.)

1. Прочитай задачу.
2. Проанализируйте данные задачи.
3. Напишите решение задачи, изображая единицы счета известными геометрическими фигурами.

Сделай вывод.

(Группы выполняют решение на листах.)

Проверка. Листочки вывешиваются.

Докладчик одной группы объясняет решение задач.

– Учитель читает задачу.
– Как узнать, сколько консервов на двух полках? (Сложить число консервов на первой и второй полках.)
– Почему? (Ищем целое.)
– Какая здесь укрупненная единица счета? (Ящики.)
– Какие числа надо сложить? (3 ящика 5 банок и 2 ящика 1 банку.)
– Как их сложить? (К ящикам прибавить ящики, а к банкам – банки.)
– Закончите рисунок и найдите ответ.

Остальные проверяют. (Слайд 8)

Делают вывод.

– Сделайте вывод о том, как складываются и вычитаются укрупненные единицы счета. (Вывод: при сложении (вычитании) чисел, выраженных в укрупненных единицах счета, надо сначала сложить (вычесть) укрупненные единицы счета, а потом отдельные предметы.) (Слайд 9)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Вы хорошо потрудились в группах. Какой следующий шаг? (Попробовать выполнить задание самостоятельно.)
– Для чего? (Чтобы проверить себя, как мы усвоили новое знание.)
– Выполните задание 5 стр. 35.

Проверка задания организуется по образцу (Слайд 10), предъявленному на доске. Учащиеся фиксируют с помощью знаков “+” или “–” результат выполнения задания.

– Поднимите руку, кто допустил ошибку при выполнении задания? Поставьте рядом “–”.
– Где вы допустили ошибку? (Дети указывают место ошибки: рисунок или пример.)
– Исправьте ошибку зеленой ручкой.
– Поднимите руку, кто выполнил задание верно? Поставьте рядом с этим заданием знак “+”.
– Сделайте вывод. (Мы поняли новое знание.)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какова тема сегодняшнего урока? (“Укрупненные единицы счета”.)
– Какую вы ставили перед собой цель на уроке? (Найти способ подсчета большого количества предметов.)
– Достигли цели на уроке? (Да.)
– Что еще нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Познакомились с правилом сложения и вычитания укрупненных единиц счета.)
– Докажите, что вы достигли цели урока. (Мы построили эталон, проверили его по учебнику, выполнили успешно самостоятельную работу, …)
– Кому сопутствовала удача в открытии нового способа? Кому удалось самому открыть?
– Покажите на лесенке успеха какого уровня достигли ваши знания.

Учитель проводит анализ оценивания учащихся.

– Какие трудности еще остались на конец урока?
– Мне и Веселому карандашу понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество!