Проект "Народные промыслы"

Разделы: География


План:

  1. Место рождения промысла
  2. История производства
  3. Технология производства
  4. Готовая продукция
  5. Практическая работа «Самостоятельное изготовление изделия этого народного промысла».

(Демонстрация своего изделия и рассказ о процессе его изготовления.)

Из презентаций этих проектов была составлена совместная защита проекта учениками с демонстрацией общей презентации «Народные промыслы»

Совместная защита проекта учениками с демонстрацией общей презентации «Народные промыслы»

Приложение 8

Соколова Катя. В нашей стране процветали и процветают различные художественные промыслы. Мы расскажем о некоторых из них – известных в Ивановской, Нижегородской, Московской областях. Приложение 1

Васильев Влад. Сначала давайте выясним, что же такое художественный промысел. Приложение 2

Бычков Ярослав. В старину, 100, 200-500 лет назад, крестьяне занимались сельскохозяйственным трудом, как, впрочем, и сейчас. Они пахали землю, сеяли зерно, выращивали урожай, убирали его, заготавливали сено, выращивали овощи. Приложение 3

Чернышова Лиза. И так с весны, все лето до осени. И только поздней осенью, зимой и ранней весной крестьяне могли немного передохнуть. Но расслабляться сельским труженикам и в это время не приходилось, потому что, как люди добросовестные и трудолюбивые, крестьяне и в это время искали, чем бы заняться, более того, крестьянам и в это время приходилось искать дополнительный заработок для себя, чтобы одеть-обуть-накормить семью, ребят своих позабавить. Приложение 4

Сусова Варя. Поэтому кто-то из крестьян валял валенки, вязал веники, корзины и лапти плел, носки-варежки вязал да платки пуховые. Приложение 5

Олейникова Даша. Самые способные и талантливые, кто мог и умел хорошо рисовать, лепить, резать, то есть художники-самоучки, начали делать заготовки из различных материалов, раскрашивать их яркими красками и готовые полезные и красивые изделия: посуду, игрушки и украшения – продавать на рынке или ярмарке. Приложение 6

Сапрон Дима. Так рождалось художественное занятие, ремесло, промысел. Со временем этот дополнительный заработок становился основным источником существования одной семьи и целого села. Приложение 7

Частушки – все поют

Соколова Катя. Моим проектом была дымковская игрушка, названная по месту рождения в селе Дымково, что расположилось на заливных лугах правого низкого берега реки Вятки. Раньше это была Дымковская слобода возле города Вятки. Весной, после половодья, когда вода спадала, на реке Вятке собирали красную глину, смешивали ее с мелким чистым речным песком и месили ее, как тесто, лопатой, а то и ногами. Из готовой глины лепили фигурки, обжигали их в русской печи, окрашивали разведенным на молоке мелом и расписывали яркими красками, нанося узоры: кружочки, полоски, клеточки по белому фону. Игрушки получались почти съедобными, и маленькие дети, которым на ярмарке покупали «Дымку», с удовольствием лизали их, потому что краски в немалой степени состояли из сливок, яиц и кваса. Сейчас этим занимаются на фабрике…

Я решила изготовить свою дымковскую игрушку….

Бычков Ярослав. Гжельский фарфор вы узнаете сразу – по густой синей росписи на снежном фоне. В подмосковном селе Гжель издавна, лет 600, лепили глиняную посуду, черепицу, изразцы. Лет 200 назад из местной красной глины стали делать толстостенные изделия: кувшины, тарелки, кружки – майолику. После того как в России был открыт секрет производства фарфора, в Гжели из местной уже белой глины начали делать свой фарфор. Сделанные на гончарном круге заготовки сушили, покрывали глазурью и расписывали. Сначала роспись была многоцветной, а потом мастера выбрали синюю краску по белой эмали. Самый знаменитый элемент гжельской росписи – большая синяя роза – называется агашкой. Я тоже решил сделать свою гжель. Вот посмотрите мой процесс изготовления….

Олейникова Даша. Золотая хохлома Нижегородской области. Это название не случайно, потому что применяют мастера уже лет 300 необычный способ золочения. Вырежут заготовку из дерева, выточат, натрут ее мелом с мукой, покроют олифой, а как высохнет – алюминиевым порошком и начинают расписывать, используя традиционные цвета: красный. Черный и золотой – растениями да птицами. Потом покроют изделие лаком раз 5–6 и поставят в печь калить. Вот в печи-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чаша – без золота! – золотой выходит. А вот моя хохлома, правда, не золотая, а делала ее я так.

Васильев Влад. А это моя поделка, которую я изготовил из заготовки в Сергиевом Посаде, где был специально с родителями на фабрике богородской игрушки.

Чернышова Лиза. Поднос – вещь удобная, но умельцы из подмосковного села Жестово вот уже 150 лет делают не только полезными, но и красивыми. Сначала подносы делали из папье-маше, потом стали делать из железа. Сейчас делают из алюминия. Заготовку из металла покрывают смесью из глины и масла, сушат в печи, покрывают черным и бесцветным лаком и расписывают. Рисуют цветы и букеты необыкновенной красоты, таких цветов не встретишь в природе.

Жестовский мастер может расписать за один рабочий день от 5 до 10 подносов, вращая каждый на своих коленях и что интересно, двух похожих подносов не бывает. Такова неистощимая фантазия художников! А это мой поднос и моя технология….

Сапрон Дима. Более 300 лет назад, когда татары сожгли Владимир и Суздаль, часть горожан бежала в глухие леса. Они спалили лес у речки и построили себе дома, назвав селение Палехом, а речку Палешкой. Среди бежавшего народа были суздальские монахи, знавшие иконописное дело. С них и началось очень сложное искусство писания икон на деревянных досках. В 20 веке палехские мастера занялись росписью шкатулок, пудрениц, панно, чернильниц, заготовки для которых делались из папье-маше. Заготовку покрывали черным лаком и тонкими кисточками их меха хорька наносили тончайший узор. Рисовали часто под лупой, используя и золотую краску. Палехские изделия выглядят очень богато и как бы светятся. Я решил сделать свою палеху.

Сусова Варя. Матрешка – молодая игрушка, ей чуть более 100 лет. А родилась она вот как. Однажды к кукольным дел мастерам из старинного села Сергиев Посад под Москвой попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного старика, мудрого бога счастья и благополучия Фукурумы, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились кукольным мастерам. Почему бы не выточить свою такую же куклу и не раскрасить ее? Сказано-сделано. Высушенную заготовку из березы закрепили на токарном станке и выточили самую маленькую, нераскрывающуюся фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше. Готовые фигурки расписали и спрятали в одной, самой большой. Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось ее назвать русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша! Так и стали новые игрушки матрешками. Матрешки очень полюбились и стали их делать различные мастера. Матрешки отличаются друг от друга формой, узором, цветом и даже характером. А это моя матрешка, я ее сделала сама.

(Русская песня)