Развитие речи и экологическое воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Разделы: Работа с дошкольниками


По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают общению просмотр телевизора, видеопродукции и компьютерные игры. Как результат, дошкольники не любят и не хотят общаться. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью в формировании личности. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема развития речи подрастающего поколения. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

В дошкольном образовании сегодня происходят серьёзные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Грамотно составленные модели воспитательного процесса в ДОУ помогают решать задачи качественного образования, а именно интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Рождаясь, ребенок попадает в совершенно незнакомый ему мир. Начиная говорить, этот окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. От взрослых – родителей, воспитателей, родственников – в значительной степени зависит, чтобы те отчетливо, прочно усвоенные представления, которые этот мир вызывает, отразились в столь же прочно усвоенных словах.

Для успешного расширения словаря детей мною поставлена цель: научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, поэтому я обратилась к природе и углубленно начала работу по теме: «Развитие творческой речевой продуктивности у детей с ФФН через экологическое воспитание». Ведь природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, своей непредсказуемостью, предоставляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции.

Для реализации поставленной цели, было намечено:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу;
  • выявить особенности развития творческой речевой продуктивности;
  • разработать направления и содержание по творческой речевой продуктивности;
  • провести экспериментальное обучение детей с ФФН по развитию речевого творчества;
  • проследить динамику развития словаря детей в процессе углубленной работы по теме: «Развитие творческой речевой продуктивности у детей с ФФН через экологическое воспитание».

В углублённой работе над темой по коррекции речи придерживаюсь следующих принципов:

  • принцип природосообразности: занятия строятся согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей;
  • принцип индивидуализации: в группе созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка;
  • принцип индивидуального подхода: мною максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и созданы наиболее благоприятные условия для развития;
  • принцип гуманистичности: предполагает отношение педагога к воспитанникам как субъектам собственного развития.

Расширяя представление о природе на занятиях по развитию речи, воспитываю: гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаются следующие задачи:

  • обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
  • воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова;
  • формировать умения правильно употреблять в речи слова;
  • обеспечить количественное накопление слов для содержательного общения;
  • воспитывать эстетические чувства к родной природе;
  • формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
  • учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.

На занятиях по развитию речи путем создания проблемных ситуаций, стараюсь развивать творческую активность каждого ребенка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений, подводя его к определенным предположениям.

Эти занятия проводятся с использованием игровых методов, что обеспечивает динамичность процесса обучения, максимальное удовлетворение потребностей маленького ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.

Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, которые используем в работе с детьми для развития творческой продуктивности у детей с ФФН через экологическое воспитание.

Экологические минутки.

Цель – создание проблемных ситуаций.

Решаются речевые задачи:

  • развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;
  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например «Почему деревья белые». Исправить ошибки и обосновать.

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Экологические сказки

Цель – развитие детской фантазии.

Решаются речевые задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;
  • развивать мышление, память, воображение.

Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».

Реклама.

Цель – развитие образного мышления.

Решаются речевые задачи:

  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • развивать логические рассуждения.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.

Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. « Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».

Дидактические игры.

Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы.

Решаются речевые задачи:

  • упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать;
  • решать логические задачи.

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе.

Например, «Меню для белки»:

Завтрак – стакан малинового сока и каша из кедровых орехов;
Обед – грибной суп, котлеты с листьями крапивы и компот из черники;
Ужин – творог из ореховой пасты и чай из зверобоя и мяты.

Все меню детей склеиваются в книгу: «Лесные рецепты».

Например, «Гимн природе»

Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.

Сочинение загадок, стихов.

Цель – развитие звучности рифм.

Решаются речевые задачи:

  • развивать творческое познание слова, действий с ним;
  • формировать грамматический строй речи.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Составляя сравнения по двум или более признакам, учу детей умению понимать сравнения, побуждая их к самостоятельному составлению загадок.

Например, у нас получились вот такие загадки:

Ходит, но не человек.
Летает, но не самолет.
Каркает, но не ворона. (Галка.)

Зеленая, как трава.
Мохнатая, как медведь.
Колючая, но не кактус. (Ель.)

Рифмовки.

Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.

Решаются речевые задачи:

  • обеспечить творческий характер речи.
  • развивать умение пользоваться интонацией.
  • развивать коммуникативно-речевые навыки.

Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 5 строк. Они создаются группой детей, где ведущую роль играет логопед.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».

Например, «Жила-была прозрачная сосулька»

Жила-была прозрачная сосулька
Была она твердая, как пулька.
Подошел к ней мальчик и сбил,
И себе он в рот положил.
А потом мальчик заболел.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. После рассматривания картины «Птицы зимой» – появились новые рифмовки о зимующих птицах, зимних явлениях.

Например, «Жило-было ветвистое дерево»

Жило-было ветвистое дерево
Весной и летом было оно зелено.
Но когда оно с зимой подружилось,
Наше дерево от листочков освободилось,
Чтоб веточки под снегом не сломались.

Наблюдения.

Цель – формирование тенденции к саморазвитию собственной речи.

Решаются речевые задачи:

  • уметь выстраивать диалог;
  • уметь излагать свои мысли;
  • совершенствовать монологическую речь детей;
  • осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

Каждый раз, готовясь к проведению наблюдений, намечала для себя слова, которые будут для детей с ФФН новыми или выступят в новом значении, а также определяла различные приемы активизации речи детей:

  • внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем вопросами: «Кто это?.., Что это?.., Кто спрятался?»
  • просьба произнести слово;
  • совместное проговаривание слова;
  • самостоятельное произнесение слова;
  • договаривание слова в известной ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.

Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается логопедом и затем повторяется детьми. Педагог ставит перед детьми вопросы так, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, закреплялись в сознании детей в процессе различных бесед, при рассматривании картин, например, И.Левитана «Весна. Большая вода», С. Герасимова «Последний снег», К. Юона «Русская зима» и др., а так же в игровой деятельности. Вводя в речь новые слова, приучаю детей к точному, творческому использованию.

Сюжетная форма занятий и интегрированность приёмов, частая смена детской деятельности в течение занятий способствует познавательному развитию детей и обогащению словаря.

Общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения. Занятия по развитию речи всегда провожу:

  • с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовик, по теме: «Озеро» – Водяной, по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;
  • с использованием разнообразных наглядных пособий: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;
  • с использованием художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.

Проведя мониторинг по диагностике Ф.Г. Даскаловой, на практике видна ее эффективность в плане решения коррекционных задач, направленных на обучение детей с ФФН. На конец года мы увидели, что уровень словарного запаса вырос и составляет 44,6 %, грамматический строй речи увеличился на 25,4 %, связная речь на 36 %. По всем показателям обнаруживается положительная динамика состояния всех диагностируемых компонентов речи у детей. Диагностика наглядно показала результаты нашей работы: у детей вырос уровень речевого развития, коммуникативных навыков. (Приложение 1)

Данный опыт работы был представлен в рамках межсетевого семинара г. Колпашево по теме: «Психолого-педагогические условия построения преемственности учителя-логопеда, воспитателей и семьи по социально-нравственному воспитанию детей с ЗПР» перед педагогами дошкольных образовательных учреждений Колпашевского района. (Приложение 2)

Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе.

Используемая литература:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  2. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. – М., 2005.
  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.
  5. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. – М., 2007.
  6. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Библиотека журнала «Логопед».