Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для формирования навыков грамотного безошибочного письма (формирование навыков грамотного безошибочного письма требует неукоснительного выполнения двух условий: осознанного применения орфографического правила и регулярного тренинга по его отработке).

Задачи:

  • Личностная: помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
  • Регулятивная: формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность и оценивать её.
  • Коммуникативная: воспитывать привычку делового сотрудничества и культуру общения учащихся.
  • Познавательная: организовать деятельность учащихся по закреплению алгоритма работы с орфограммами, содействовать развитию у детей наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы.

Использование технологий:

  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • здоровьесберегающая технология:
  • педагогика сотрудничества

Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Методы: проблемно-поисковый, практический.

Оборудование: учебник, тетради на печатной основе “Пишем грамотно”, карточки для групповой и дифференцированной работы, сигнальные карточки.

Ход урока с подробными комментариями Комментарии
1. Организационный момент

Учитель: давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём урок.

На этом этапе формирую личностные УУД (психологический настрой на урок).
2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач.

Учитель: как всегда определить тему урока поможет нам учебник. Урок113. Прочитайте, как будет звучать тема урока? Какой указан блок сегодняшнего урока? Какую мы решаем задачу на уроках с указанием блока “Правописание”

Формирую регулятивные

УУД (осознание учащимися темы и задач урока).

3. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Ребята, а нужен ли нам этот урок? Обоснуйте свой ответ. Хотите ли вы, чтобы урок состоялся?

На этом этапе формирую личностные УУД (осознание практической значимости изучаемого материала).
4. Актуализация знаний учащихся

Учитель: А какие орфографические правила мы знаем? А как вы думаете, чтобы грамотно писать, достаточно ли только знать правила? (Чтобы грамотно писать необходимо знать правила и уметь их применять на практике, уметь работать со словарём, а также много читать, развивать ум и внимание, тренировать память).

На этом этапе формирую предметные УУД (обобщение изученного материала).
5. Работа по теме урока

1) Работа в парах.

Учитель: открываем тетрадь на странице 19, упражнение 1.Прочитайте задание. Кому непонятна учебная задача? Будете работать в паре. Спланируйте свою деятельность.

2) проверка, в ходе которой на доске выставляются приставки.

Учитель: разделите приставки на группы. Сделайте вывод. (Делят приставки на 3 группы и делают вывод о правописании приставок).

3) самооценка учебной деятельности (дети оценивают себя в маршрутном листе)

Упр.1. Поставь знак V.

  • Усвоил, готов объяснить другому
  • Усвоил, но хотелось бы ещё раз повторить
  • Не усвоил, необходимо вернуться к этой теме
На этом этапе формирую познавательные УУД (сравнение, формулирование выводов);

предметные УУД (правописание приставок); коммуникативные УУД (привычка делового сотрудничества, культура общения);

регулятивные УУД (контрольно-оценочная деятельность)

6. Физкультминутка для глаз

Учитель: Зажмуриться, открыть глаза, посмотреть за окно, посмотреть вверх, вниз, вправо, влево. А теперь сделайте зарядку по тренажёру.

На этом этапе формирую регулятивные и личностные УУД (чередование труда и отдыха; забота о своём здоровье).
7. Работа в группах.

Учитель: Сейчас вы будете работать в группах.

Прочитайте учебную задачу. Распределите роли, кто за какую орфограмму будет отвечать.

Даны карточки каждой группе с заданием: вставьте буквы. Запишите слова в 4 строки по орфографическим правилам:

1) безударная гласная в корне;
2) парные звонкие и глухие согласные;
3) разделительный ъ знак;
4) разделительный ь знак

шка…, об…явить, ры…ка, р…ка, лист…я, тр…пинка, вороб…и, х…лодный, зв…зда, друз…я, чес…ный, под…ехал, коро…кий.

Слова в карточках для каждой группы разные.

Самооценка. Полезность и активность работы в группе.

Проверка. Защита совместного труда. (Выходят по 1человеку от каждой группы на каждую орфограмму). Объясняют и делают вывод. Все ученики были опрошены.

Учитель: все ли предложенные слова вы выписали? (были слова “Ловушки”).

На этом этапе формирую познавательные УУД (сравнение, формулирование выводов);

предметные УУД (правописание орфограмм) ; коммуникативные УУД (привычка делового сотрудничества, культура общения);

регулятивные УУД (контрольно-оценочная деятельность)

8.Самостоятельная работа (дифференцированная).

Учитель: 1группа выполняет упр.6, 2 группа работает по карточкам

Задание для 2-ой группы:

Найди 5 орфографических ошибок.

На деревьях лопнули душистые почки. Изземли паказалась молодая травка. Литят из улья пчёлы.. Петька бежит по уской тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручя. Петя пьёт холодную воду.

Проверка (1 группа вслух проверяют и доказывают)

(2 группа получили карточки для самопроверки)

Формирую регулятивные УУД (формулируют свою цель, планируют свою деятельность, выполняют действия по плану, оценивают работу).
9.Физкультминутка

Руку влево. Руку вправо.
Руки вниз. Руки вверх.
На носочки поднимись.
И на пятки опустись.
Дружно вместе повернулись,
Влево, вправо, потянулись,
И чуть-чуть попрыгали.
Вправо, влево повернись,
А потом вперёд нагнись,
Вниз присядь, вверх потянись,
А потом за стол садись.

На этом этапе формирую регулятивные и личностные УУД (чередование труда и отдыха; забота о своём здоровье).
10.Самостоятельная работа (дифференцированная).

Учитель: выполняем упр.4.

Ученикам (называю их) дополнительное задание к этому упражнению: разделить слова с пропущенной буквой по орфограммам. Записать каждую группу отдельно, добавить по одному своему слову к каждой группе. Устно, где возможно, подобрать проверочные слова.

На этом этапе формирую познавательные УУД (сравнение, наблюдение, формулирование выводов);

предметные УУД (правописание орфограмм);

регулятивные УУД (формулируют свою цель, планируют свою деятельность, выполняют действия по плану, оценивают работу).

Проверка. (Вслух читают и доказывают те дети, у которых были дополнительные задания).

Учитель: Оцените свою работу. (В маршрутном листе дети оценивают свою деятельность).

 
11. Подведение итога урока

Учитель: Какие орфограммы мы повторили? А какое орфографическое правило встретилось нам? К повторению какой орфограммы хотелось или необходимо вернуться7

На этом этапе формирую познавательные УУД (сравнение, формулирование выводов);

предметные УУД (обсуждают уровень достижения поставленных задач).

12. Рефлексия

Учитель: Отметьте кружком ступеньку, соответствующую вашим знаниям на сегодняшнем уроке.

13. Итог урока

Выставление и комментирование оценок.

14. Домашнее задание стр.упр.1,стр.19

На этом этапе формирую личностные УУД (осознание своего познавательного роста по изучаемому материалу).

На протяжении всего урока были созданы условия для гармоничного развития личности и её самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний.

Показателем выполнения образовательных задач урока явилось правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определённых этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.

Литература

  1. Иванов С.В. Русский язык, ч.2 – М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2010.
  2. Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь “Пишем грамотно”, 2 класс, ч. 2. – М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2010.
  3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам, ч.1. – М.: Просвещение, 2011.