Урок информатики во 2-м классе согласно ФГОС

Разделы: Информатика, Начальная школа


Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться.

В силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий.

Курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Выдержки из программы по информатике.

Одним из направлений работы гимназии является приобщение учащихся начальной школы к исследовательской деятельности, результатом которой является создание исследовательского проекта. В программе 2 класса большое внимание уделяется созданию проектов по всем предметам. Учащиеся 2 класса еще не могут создать такой продукт, и большая часть родителей не сталкивалась с этим в своей деятельности. Значит, нужно учить не только детей, но и их родителей. Для этого я составила планирование практической деятельности с пошаговым объяснением. Программа рассчитана на систему Windows т.к. дома у всех учащихся используется эта система.

Еще в первом классе я познакомила ребят с программой для рисования “Перво Лого”. Каждый урок мы стараемся работать на компьютерах по 15 минут. Кроме этого, в начальной школе введен спецкурс “Исследовательский проект” – 1 час в неделю, который проводится по группам. В основе спецкурса программа Сизовой Р.И. и Селимовой Р.Ф. “Учусь создавать проект”. В программу курса включены уроки по созданию презентаций. Вот примерное планирование практической работы на уроках информатики.

Приложение 1.

Каждый урок планирую с таким расчетом, чтобы на работу с теоретической частью уходило не более 30 минут, оставшиеся 15 работаем на компьютерах. Ребята быстро справляются с заданиями. Те, кто выполнил работу раньше, становятся учителями и помогают одноклассникам. Справедливости ради нужно сказать, что первые уроки давались с трудом: шум, неумение слушать, боязнь не успеть. Я бегала по классу и не знала, к какой парте подходить. Думала, что ничего из этой идеи – ИКТ в начальной школе силами учителя начальных классов – не выйдет. Но по прошествии нескольких уроков, ребята поняли, что все получается лишь у того, кто внимательно слушает учителя. Первые незначительные результаты вдохновили.

Методом проб и ошибок поняла, что нам удобнее работать синхронно. Я объясняю и показываю на экране, ребята повторяют операции у себя на компьютерах.

Каждый урок стараемся несколько минут посвятить работе на клавиатуре. Ребятам очень нравится эта работа. Они видят реальные результаты: изменилась скорость набивки знаков, меньше становится ошибок. Многие выполняют эти тренировочные занятия дома.

Я даже дала компьютеры на урок русского языка, чего раньше делать боялась. Дала в конце урока с заданием напечатать деформированный текст, объяснив написание безударных гласных. Результаты превзошли все ожидания: тексты напечатаны с единичными орфографическими ошибками, проверочные слова все на местах, орфограммы графически обозначены. Конечно, я позволяю себе такие задания лишь при повторении и обобщении материала.

Так постепенно мы осваиваем компьютерную грамотность. Теперь мои детки не только умеют включать и выключать компьютер, но и немного работают с текстовыми документами, и даже учатся самостоятельно создавать презентации в программе Power Point. Так в курсе “Окружающий мир” есть проект “Профессии”. Это первый самостоятельный проект, к которому мы составляли презентацию. Правда, мне пришлось немало потрудиться: подбор фото разных профессий и текстового материала был полностью на мне, ведь мы еще не работаем с интернетом. Ребятам же оставалось откорректировать тексты, соотнести их с картинками и оформить в Power Point. Дета были настолько увлечены этим заданием, что многие продолжили работу дома уже по другим профессиям.

Приложение 2, Приложение 3.

Перед детьми стояла задача: сделать 3–4 страницы (содержание) презентации вместе с титульным листом. Пока наши презентации не включают в себя оформление проблемы и актуальности исследования.

Тема – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Это мы отрабатываем на спецкурсах.

И пускай не все страницы получились идеально, но они сделаны без помощи взрослых. Это наш первый опыт и его можно считать вполне успешным.

2-ые классы первыми вышли на новые ФГОСы и мне, учителю начальных классов ранее не пересекающемуся с практической информатикой, было очень страшно начинать работать по-новому без планов и методичек. Я составила для себя свой план, выбрала свои ориентиры, а насколько они эффективны, покажет время. Пока мы с ребятами осваиваем азы компьютерной грамотности и учимся использовать это в разных дисциплинах.