Испарение и конденсация. Влажность воздуха

Разделы: Физика


Базовый учебник: Пинский А.А, Разумовский В.Г., Гребнев И.В. и др./под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика-8-М: Просвещение, 2010.

Цель урока: обеспечить понимание смысла понятий испарение и конденсация на основе теории строения вещества.

Задачи урока:

– обучающие:

  • формирование понятий: испарение, конденсация, кипение;
  • знакомство с устройством и принципом действия психрометра.

– развивающие:

  • развитие аналитических умений школьников при сравнении процессов испарения и кипения; установление зависимости скорости испарения от температуры, рода жидкости, площади поверхности и наличия ветра.;
  • формирование научного мировоззрения.

– воспитательные:

  • формирование познавательного интереса к предмету;
  • формирование умения общаться в процессе совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: наблюдение, работа с интерактивной лекцией, работа с интерактивной моделью, демонстрационный эксперимент.

Необходимое техническое оборудование: термометр, психрометр, проектор, компьютерный класс с выходом в Интернет.

Структура и ход урока

Таблица №1

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы №2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация).

Деятельность ученика

Время

1. Актуализация знаний.   Формулирует вопросы:

1.Какой процесс называется плавлением?

2.Что такое температура плавления?

3.Работа с графиком плавления льда.

Слайд №1.

Отвечают на вопросы учителя. 3
2. Мотивационный этап. Видеоролик

“Парообразова-ние при кипении”.№1

Демонстрация графика парообразования для воды.

Слайд №2.

Демонстрация процессов испарения и кипения.

Формулируют вместе с учителем цели урока.

Слайд №3.

2
3. Изучение нового материала.       25
  1. Кипение, парообразование – определение, примеры, сравнение. Видеоролик “Что такое кипение?” №2 Выяснить вместе с учащимися, что кипение – парообразование со всего объема жидкости при постоянной температуре.

Испарение – парообразование с поверхности жидкости при любой температуре.

Слайд №4.

Наблюдают, слушают, отвечают на вопросы учителя, принимают участи в обсуждении.  
  2. От чего зависит скорость испарения жидкости? Особенности физических процессов перехода вещества из твердого состояния в газообразное. http://www.fcior.edu.ru/search.page №3 Организует работу с цифровым ресурсом.

Слайд №5.

Цель работы: выяснить, что скорость испарения зависит от

  1. Рода жидкости
  2. От площади поверхности
  3. От температуры
  4. От наличия ветра
Работают с цифровым ресурсом, записывают в тетрадях выводы.  
  3.Объяснение процесса испарения с помощью МКТ.   Объяснить процесс испарения с помощью МКТ

Слайд №6.

Слайд №7.

Слайд №8.

Слушают учителя, принимают участие в обсуждении, объясняют причину зависимости скорости испарения от рода жидкости, площади поверхности, температуры, от наличия ветра.  
  4. Испарение в природе, быту, технике. Испарение в природе, быту и технике. http://www.fcior.edu.ru/search.page №4 Организует работу с цифровым ресурсом.

Цель: выяснить, как учитывается испарение в быту и технике. Слайд №9.

Работают с цифровым ресурсом, записывают в тетрадях выводы.  
  5. Выяснить, что при испарении температура понижается.   Проводит демонстрационный эксперимент:

Наблюдение понижения температуры при испарении жидкости.

Наблюдают, участвуют в обсуждении причины понижения температуры жидкости при испарении.

Слушают учителя, принимают участие в обсуждении.

 
  6. Влажность. Принцип действия психрометра. Принцип действия психрометра. №5. Выясняет вместе с учащимися, что влажность – содержание водяного пара в воздухе.

Психрометр – прибор для измерения влажности.

Организует работу с цифровым ресурсом

Цель: отработка умения измерять относительную влажность воздуха.

Слайд №10.

Работают с цифровым ресурсом, выполняют практическое задание  
4. Закрепление изученного материала. Испарение и конденсация. Тест. №6. Учитель организует работу с тестом.

Учащиеся выполняют 1-5 задание.

Выполняют тестовое задание. 8
5. Подведение итогов урока.   Вместе с учащимися подводит итоги урока. Слушают учителя, отвечают на вопросы,

Записывают домашнее задание.

5

Таблица №2

Перечень, используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип. Вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Видеоролик. Парообразование при кипении.

Информационный

Видеофрагмент.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Видеоролик “Что такое кипение?” Информационный

Видеофрагмент.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/

3. ФЦИОР

“Особенности физических процессов перехода вещества из твердого состояния в газообразное.”

Информационный, практический.

Интерактивная модель.

http://fcior.edu.ru/card/2902/
4.

ФЦИОР

Испарение в природе, быту, технике.

Информационный.

Презентация.

http://fcior.edu.ru/card/3311/isparenie-v-prirode-bytu-i-tehnike.html

http://www.fcior.edu.ru/search.page

5.

ФЦИОР

Измерение влажности психрометром

Практический.

Модель.

http://www.fcior.edu.ru/card/8733/princip-deystviya-psihrometra.html

6. ФЦИОР

Испарение и конденсация. Тест.

Практический Тест http://fcior.edu.ru/card/8039/isparenie-i-kondensaciya.html

В приложении 3 находится развернутый конспект урока.

В папке Приложение 1 находится презентация к уроку, которая может быть установлена на компьютеры учеников или использоваться учителем. В презентации содержатся все ссылки на используемые ЭОРы.

Приложение 2

Презентация