Композиционные особенности рассказа Л.Толстого "После бала"

Разделы: Литература


Класс: 7.

Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;

1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;

1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы /вопрос-понятие, вопрос-суждение/, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;

1.4. Развитие специальных умений: находить в содержании произведения композиционные особенности.

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

Оборудование: комплект карточек 1-6, раздаточный материал.

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

-Заявка на оценку (на доске мелом)

-Ребята, напишите в тетради ту оценку, которую вы желаете получить на уроке.

Заявка на оценку:

Гений - более

“5”

“4”

“3”

1 мин Д/з: -прочитать

-отметить цитаты в тексте (жизнь И.В., И.В.и полковник на балу и после бала, портрет Вареньки и солдата)

-составить противоречия (по карточке №4)

-устно ответить на вопрос “Чья позиция ближе и почему?”

II. Актуализация знаний.    
2.1. Тема нашего урока Композиционные особенности рассказа Л.Толстого “После бала”

-Раскройте содержание понятия рассказ: назовите родовые и видовые признаки.

1мин

1 балл

Родовые признаки: литературный жанр

Видовые признаки: небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

Рассказ-это литературный жанр небольшого по объёму прозаического произведения, содержащего повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

2.2. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения (см. карточку №6) 2 мин

3 балла

Поскольку небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя называется рассказом,

А произведение Л.Толстого “После бала” имеет небольшой объём, содержит повествование о нескольких эпизодах из жизни Ивана Васильевича,

Следовательно, произведение Л.Толстого “После бала” является рассказом.

2.3. -Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы они с наибольшей силой воздействовали на читателя. В этом помогает ему композиция произведения. 2 мин  
  -Что понимается под композицией произведения? 1 балл -Композиция – это особенности построение художественного произведения, взаимосвязанные с его идеей, предназначением, содержанием, характером и прочими компонентами. Но это не значит, что все части произведения выстроены в строгой последовательности. Поэтому можно говорить о том, что существуют композиционные особенности в построении произведения.
  -Каковы свойства и виды композиции? 2 балла -Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, рамочной.
    “Мексиканец”

Джек Лондон

Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом).
    “Лоскутное одеяло”

Евгений Носов

Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с развязки).
    “Бородино”

М.Лермонтов

Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем же, чем оно началось).
  -Сегодня мы попытаемся выявить композиционные особенности рассказа Толстого “После бала” - это и будет целью нашего урока. “Конная артиллерия –

марш-марш!” Валентин П-и-куль

Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе).
III. Работа по теме урока    
3.1. Фронтальная беседа

-Обратимся к рассказу

7 мин  
  -Каким образом в рассказе ведётся повествование? 1 балл - Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь, заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.
  -Что представляет собой построение данного рассказа? 1 балл -Рассказ как бы вставлен в “раму” – это краткое вступление, из которого мы узнаем о повествователе; и заключение, из которого мы узнаём, как сложилась жизнь рассказчика. Повествование построено по принципу “рассказ в рассказе”. Данное построение называется рамочной композицией.
  -Можно ли разделить этот рассказ на части? Если да, то на какие? 1 балл

-Рассказ состоит из двух частей: бал и после бала.

  - Почему рассказ “После бала” условно делится на части? 1 балл -Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов. Первая часть – бал – “веселая, чудесная, счастливая”. Вторая часть – после бала – производит абсолютно противоположное по силе впечатление.
  -Почему писатель назвал рассказ “После бала”? 1 балл -События, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии, да и “любовь к Вареньке сошла на нет”.
  -Как доказать, что молодость Ивана Васильевича проходила в праздности и веселье?

Приведите цитату из текста.

1 балл -“…были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы”.
  -Почему Иван Васильевич посетил бал губернатора? 1 балл -На этом же балу была его возлюбленная, Варенька, дочь полковника Петра Владиславовича.
  -Найдите портретную характеристику Вареньки в тексте. 1 балл -“…высока, стройная, грациозная и величественная…”

-“…царственный вид”

-“но ласковая, всегда весёлая улыбка”

-На балу “Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках”.

  -Найдите в тексте противоположность портретной характеристике Вареньки? 1 балл -Портретная характеристика Вареньки противопоставлена наказываемому беглому солдату-татарину: как самое сильное и приятное впечатление от бала связано с Варенькой, так самое сильное ужасающее впечатление связано с моментом после бала.
  -Приведите цитаты из текста. 1 балл “…что-то страшное…”

“…оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат”

  -На кого из них вам приятнее смотреть? 1 балл “…сморщенное от страдания лицо…оскаливая белые зубы”

“Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”.

  - Найдите еще пару противоположных образов в рассказе (как звали полковника доп.балл)! 1 балл -Иван Васильевич и полковник (Петр Владиславович)!
IV.

4.1.

Индивидуальный труд

Задание:

-Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее. При ответе используйте карточку №3. Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

9 мин Сравнительная характеристика Ивана Васильевича и полковника

(таблица приложение 1)

4.2. Простая кооперация.

Обсуждение в группах

6 4 2

5 3 1

5 мин 1 группа – внешность, возраст

2 группа – соц.статус, материальное положение

3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала

5,6 группа – черты характера, отношение к Вареньке

4.3. Сложная кооперация

Выступление от групп

-Какой персонаж вам нравится? Почему?

-Чья позиция ближе? Почему?

10 мин

1-2 балла

11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

4.4. Самооценивание 1 мин  
V.

5.1.

Итог урока

-Итак, мы выяснили, что рассказ Толстого “После бала” построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

5 мин  
-Как называется такой стилистический приём в литературе? 1 балл -Антитеза
-Что представляет собой антитеза? 1 балл -Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов.
-Если столько противоположностей в рассказе, какое противоречие закладывает автор в содержание рассказа? Дома вы сформулировали наиболее яркие противоречия, озвучьте, пожалуйста. 3 балла -Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

Выбор между добром и злом!

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

-Каким образом Толстой разрешает данное противоречие? 1 балл -Герой не идет на службу, не встречается с Варенькой, он не может и не хочет быть таким, как полковник. 11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

Толстой свои мысли вкладывает в уста героя. Применяет прием антитезы.

-Как вы разрешили бы данное противоречие? 1 балл  
-Итак, подведем итог: какие композиционные особенности мы выявили в данном произведении Л.Толстого?

-На следующем уроке мы продолжим анализировать рассказ. Рассмотрим подробно авторскую позицию, идейное содержание произведения Толстого.

1 балл

-Рамочная композиция, антитеза.

VI. Домашнее задание:

1.Составьте в-с по содержанию рассказа.

2. Напишите рассказ- предположение “Что было бы, если И. В. женился на Вареньке и пошел на военную службу?”

1 мин

Запись в тетради

VII. Оценивание в соответствии с заявкой на оценку. 1 мин Считают баллы, самооценивание.