Занятие по знакомству с художественной литературой во 2-й младшей группе "Чтение сказки И.Истомина "Мышонок и олененок""

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия:

  1. Воспитывать у детей интерес и любовь к родному краю средствами художественной литературы.

Задачи:

  1. Воспитывать художественное отношение к детской литературе.
  2. Учить детей словотворчеству, понимать художественное произведение в целом.
  3. Развивать словарь детей, способность слушать и понимать различные литературные произведения (сказку).

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе Севера.
  2. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов о животных Севера.
  3. Разучивание северных считалок, пословиц, поговорок.
  4. Занятия по изобразительной деятельности на темы о Севере.
  5. Участие в конкурсе поделок из шишек “В лесу всё прекрасно!”.

Ход занятия

– Доброе утро, ребята! Встаньте в кружок и послушайте меня внимательно! Ребята, я знаю, что вы все любите сказки, и поэтому я хочу открыть вам тайну. Но для этого надо отгадать загадки. Вы умеете отгадывать загадки?

– Слушайте внимательно!

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. Кто это? (олень).

– Где живет олень? (на севере, в тундре).

– А вот вторая загадка:

Под полом таится,
Кошку боится (мышка).

– А как еще можно назвать? (мышка – девочка, а мальчик – мышонок).

– Правильно, а где живут мыши? (живут и под полом в домах, и в лесу, и в тундре).

– А сейчас мы с вами поиграем: закройте все глаза и узнайте, чей это голос:

  • Пи-пи-пи. Угадали: это пищал мышонок. Вот он (показываю игрушку).
  • Х-р-р. Это хоркал олень, большой олень, а как мы назовем маленького? (олененок – показываю игрушку).

– Молодцы! Сегодня в гости к нам пришли олененок и мышонок. Олененок хочет, чтобы вы сказали:

  • Сколько у него ножек?
  • На что похожи рожки? Покажите (на веточки дерева).
  • А у мышонка есть рожки? (нет).
  • Что есть у мышонка? Смотрите, на что показывает волшебная палочка и назовите: (уши).
  • А ласково? (ушки).
  • Глаза-глазки.
  • Лапы-лапки.
  • А что умеют олененок и мышонок? (бегать, гулять, играть).
  • А кто из них маленький? (мышонок).
  • Когда мышонок быстро скрывается во мху, про него говорят “юркнул”. Повторим слово.

Правильно, посмотрите, по сравнению с маленьким мышонком олененок кажется очень большим, великаном.

– Давайте поиграем. Я скажу – “мышонок” – вы присядете – юркните и будете маленькими, маленькими, спрячьте руками глазки, а когда я скажу “олененок”. Вы станете большими, великанами, покажете рожки веточки.

– Молодцы! Ну, наконец-то, я вам открою тайну, которую обещала: вот у меня книжка (показываю обложку), которую я держу в руках, она волшебная, её написал Иван Истомин (показываю портрет), он тоже жил на Севере и очень любил свой край. Как только я её открою, мы сразу окажемся в тундре и узнаем, как однажды играли олененок и мышонок. Хотите очутиться в сказке? (да).

– Да, без сказок скучно жить. Люди придумали их для детей, чтобы дети знали родной край и очень его любили, а также учились быть смелыми, честными, добрыми и умными.

– Проходите, пожалуйста, тихо-тихо! Усаживайтесь! (Музыка, дети проходят через макет книги, усаживаются, гаснет свет, при свечах или настольной лампе читается или рассказывается – “Ребята, я прочитала сказку и хочу вам её рассказать” – сказка И.Истомина “Мышонок и олененок” – свободная передача текста, допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений).

– Понравилась сказка? Мышонок и Олененок будут очень довольны, если вы ответите на вопросы:

  1. В какую игру предложил поиграть мышонок?
  2. Посмотрите внимательно на картинку, что нарисовано здесь? (мышонок и олененок играют, мышонок спрятался от олененка).

– Мышонок не мог найти олененка. Сел и начал думать, как же все-таки найти олененка.

– Давайте вместе крикнем Олененку, как мышонок: “Ты сам спрятался, а рога видать”. Вскочил Олененок, чтобы рога спрятать, тут его мышонок и увидел.

– Доскажи словечко: “Эх ты, олененок, – сказал мышонок, – сам большой…, а недогадливый. Я маленький, а … тебя обхитрил!” (Можно повторить).

  1. Почему теперь олененок и мышонок никогда не играют вместе? (Олененок обиделся на мышонка).

– Послушайте, я еще об этом расскажу (“Решил обхитрить мышонок олененка и крикнул: “Дружок Олененок, ты сам спрятался, а рога видать…” до конца сказки).

ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ, МОЛОДЕЦ!

– Хотите поиграть с олененком и мышонком? (Играют с игрушками).