Подходы к оценке деятельности преподавателя по системе менеджмента

Разделы: Администрирование школы


Модернизации образования предусматривает внедрение компетентностного подхода, цель которого – обеспечение качества образования. Развитие и становление принципов всеобщего управления качеством  предусматривает необходимость использования их при стратегическом планировании всей деятельности образовательного учреждения. В соответствии с этим методы оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, затрагивают задачи развития колледжа, решаемые с помощью комплексного подхода к руководству.

В этой связи следует отметить, что формирование и внедрение системы менеджмента качества педагогической деятельности не является формальным приведением действующей документации к формам и перечням, предусмотренным соответствующими стандартами и нормативных документов в области качества. Этот подход, направленный на достижение долгосрочного успеха, объединяет аспекты общего управления, определяет политику в области качества, стратегию и тактику достижения поставленных целей по качеству, и ответственность педагогических работников по выполнению задач развития. Выработка стратегических подходов к оценке деятельности педагогических работников в колледже отражает основные ценности нашего образовательного учреждения и является частью общей политики и стратегии развития, а также инструментом для постоянного улучшения качества предоставляемых услуг.

Цель статьи – попытка автора выстроить траектории менеджмента качества в области оценки педагогической деятельности преподавателей.

Актуальность данной статьи обусловлена переходом на новые условия аттестации педагогических работников и новые условия оплаты труда.

Нижеследующая терминология показывает основные параметры оценивания педагогической деятельности.

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, – другим людям.» Короленко В. Г.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Показатель – данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-либо.

Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.

Критерий – удовлетворенность потребителей образовательных услуг

Показатели:

  • удовлетворенность студентов и выпускников
  • удовлетворенность работодателей

Индикаторы удовлетворенности студентов и выпускников:

  • механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников
  • уровень удовлетворенности студентов и выпускников

Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников

1

Оценка удовлетворенности студентов и выпускников осуществляется эпизодически. Имеются некоторые данные об удовлетворенности данной группы потребителей. Специальной систематической работы не проводится.

2

Организовано подразделение, ответственное за поддержание постоянных отношений со студентами и выпускниками и за сбор информации об их удовлетворенности. Определены показатели степени удовлетворенности данной группы потребителей. Разрабатывается методология оценки удовлетворенности студентов и выпускников, включая процедуры сбора и анализа информации и формы анкет. Выборочно проводится сбор информации, например, путем проведения анкетирования или опросов.

3

Разработана методология оценки удовлетворенности студентов и выпускников. Установлены измеряемые цели по степени удовлетворенности данной группы потребителей. Процедуры сбора и анализа информации документированы. Существует процесс регулярного сбора и анализа информации, отражающей динамику удовлетворенности студентов и выпускников, например, путем проведения анкетирования или опросов, семинаров, личных встреч руководства со студентами и выпускниками.

4

Измеряемые цели по степени удовлетворенности студентов и выпускников оцениваются и пересматриваются. Систематически сравнивается степень удовлетворенности данной группы потребителей с поставленными целями, с данными аналогичных ОУ и документируются. Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников постоянно корректируются, совершенствуются и сравниваются с подходами, применяемыми в других ОУ.

5

Методология сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников непрерывно совершенствуется, оценивается ее эффективность. Конкретные цели и текущая информация, относящиеся к степени удовлетворенности данной группы потребителей, доводятся и разъясняются всем сотрудникам ОУ. Процесс сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников автоматизируется на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий и сравнивается с опытом ведущих ОУ в стране и за рубежом.

Общие требования к показателям:

  • показатели должны позволять оценить именно качество достигаемого трудовым процессом результата, не дублируя при этом критерии, определяющие размер основного вознаграждения;
  • показатели оценки качества работы разных групп преподавателей могут быть различными в силу специфики их работы;
  • процесс сбора информации об уровне достижений преподавателя не должен быть чрезмерно трудоемким, в то же время необходимо обеспечить объективность, проверяемость, достоверность и прозрачность информации;
  • периодичность сбора информации определяется реализуемыми целями и задачами и не должна приводить к перегруженности подразделений учебного заведения, предоставляющих аналитическую информацию.

Измеримость компетентности, затрат времени или результатов – это возможность измерить следующее:

  • Используемые формы и методы обучения, культура общения, ораторские навыки …
  • Количество выпущенных методических пособий и учебников, участие в инновационных проектах,  подготовке внеклассных мероприятий…
  • Успеваемость студентов, количество победителей олимпиад, уровень удовлетворенности студентов ….

Исходя из вышеизложенного, основными критериями для оценки деятельности преподавателя может быть предложены следующие критерии и показатели.

Оцениваемые направления деятельности (критерии)

  • Качество преподавательской деятельности Учебно-методическая работа
  • Участие в научной (экспериментальной) работе
  • Участие в административной работе
  • Участие в общественной жизни отделения и колледжа

Способы оценивания по направлениям деятельности

1. Качество преподавательской деятельности:

  • самооценка преподавателя
  • анкетная оценка студентами качества проведения занятий
  • экспертная оценка коллегами качества проведения занятий
  • оценка внешними экспертами

2. Методическая работа:

  • объективные данные об учебно-методической работе

3. Участие в научной (экспериментальной) работе:

  • объективные данные о научной (экспериментальной) работе

4. Участие в административной работе

  • оценка непосредственным начальником (руководителем)

5. Воспитательная работа и участие в общественной жизни отделения и колледжа

  • объективные данные об участии

Критерии самооценки качества преподавательской деятельности:

  • теоретические знания по читаемым дисциплинам,
  • дополнительная квалификация по читаемым дисциплинам,
  • лекторское мастерство,
  • мастерство при проведении семинарских и практических занятий,
  • использование активных методов обучения,
  • степень использования технических средств обучения,
  • степень использования компьютерного класса,
  • степень использования ресурсов Интернет,
  • знание смежных дисциплин,
  • дополнительные квалификации,
  • применение на занятиях знаний в области дидактики и психологии,
  • официальное признание педагогических заслуг.

Оценка студентами работы преподавателя  по следующим показателям:

  • излагает материал логично, системно;
  • дает материал, имеющий прикладную, практическую ценность;
  • компетентен, прекрасно ориентируется в материале;
  • вызывает интерес к своему предмету;
  • привлекает манерой общения.

Экспертная оценка коллегами (или экспертами) качества проведений занятий по следующим показателям:

  • насколько четко организовано занятие;
  • в какой степени методика проведения занятия адекватна теме и содержанию;
  • насколько соответствует содержание дидактическим единицам;
  • научность и новизна материала;
  • дидактическая оценка занятия.

Критерии оценивания учебно-методической работы:

  • подготовка, написание и издание учебных, учебно-методических пособий, практикумов,
  • разработка учебных программ, лекционных курсов, лабораторных и практических работ,
  • разработка контрольно-измерительных материалов по дисциплинам,
  • консультирование курсовых и дипломных работ,
  • прохождение стажировок, повышение квалификации,
  • участие в работе учебно-методических объединений,
  • руководство и участие в СНО и НИР студентов,

Критерии оценки участия в научной работе:

  • подготовка и публикация монографий, научных статей, тезисов,
  • участие в организации и проведении конференций и семинаров,
  • участие в экспериментальной работе,
  • защита кандидатской, докторской диссертации,
  • подготовка студентов, участвовавших в региональных, всероссийских и международных конкурсах,
  • подготовка студентов, ставших победителями и дипломантами региональных, всероссийских и международных конкурсов,
  • рецензирование, оппонирование, участие в редколлегии.

Критерии оценки участия преподавателя в административной работе (оценивает непосредственный начальник (председатель ПЦК, зав. отделением):

  • выполнение административных поручений (проектов), оказывающих значительное влияние на развитие региона, системы образования, общества,
  • выполнение административных поручений (проектов), оказывающих значительное влияние на развитие колледжа,
  • выполнение административных поручений, оказывающих значительное влияние на развитие отделения,
  • выполнение административных поручений, оказывающих значительное влияние на развитие ЦМК.

Примеры проектов и поручений:

  • участие в приемной кампании,
  • организация заключения договоров о прохождении практики,
  • организация открытия новой специальности,
  • заключение договора со стратегическим партнером.

Критерии оценки воспитательной работы преподавателя и участия в общественной жизни:

  • участие в организации воспитательных мероприятий в регионе и колледже,
  • участие в организации воспитательных мероприятий на отделении.

Показатели семестрового рейтингования преподавателей (Вариант 1)

Критерии

Показатели

Балл

Учебно-планирующая  документация

Рабочая программа

 

Календарно-тематический план

 

Паспорт комплексного методического  обеспечения

 

Журнал

 

Технологические карты занятий

 

Исполнительская дисциплина

Своевременная сдача отчетности

 

Выполнение поручений

 

Соблюдение трудового распорядка

 

Участие в работе ЦМК

 

Взаимопосещение

 

Результат методической деятельности

Входной

 

Внутрисемистровый

 

Промежуточный

 

Итоговый

 

Тематический

 

Показатели семестрового рейтингования преподавателей (Вариант 2)

Ф.И.О.

Учебная документация

Исполнительская дисциплина

Результат методической деятельности

Рейтинг

Рабочая программа

Календарно-тематический план

Паспорт КМО

Журнал

Технологические карты уроков

Своевременная сдача отчетности

Выполнение поручений

Соблюдение труд. распорядка

Участие в работе ЦМК

Взаимопосещение

Входной

Внутрисемистровый

Промежуточный

Итоговый

Тематический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели ежегодного рейтингования

Ф.И.О.

Результаты педагогической и социологической  диагностик

Средний балл

 

Учебно-планирующая документация

Уровни  обученности и успешности студентов

Печатные издания

Результаты методической работы

Участие в научно-исследовательской деятельнсоит

Исполнительская дисциплина

Работа с группой (классное руководство)

Общеколледжные мероприятия

Работа в ЦМК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее происходит переориентация  результатов образования с понятий «подготовленность», «общая культура», «воспитанность» на такие понятия как  «компетенция», «компетентность»  обучающихся, качество образования. Отличие компетентного специалиста от  квалифицированного специалиста  отечественные  ученые  видят в том, что  первый – не просто  обладает определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и способен  реализовать их в работе.  Обновление  российской образовательной системы произойдет не только в области содержания  образования, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Мы с вами  уже становимся участниками  создания   новых  типологий обучения.  Перед нами ставится задача: через  компетентностный   подход  в обучении подготовить выпускника-специалиста, обладающего  базой знаний, способностей к их применению и обладающего сформированным  набором  личностных качеств.

Необходимость работы педагогического коллектива   по  поиску дополнительных путей формирования  учебной мотивации  обучающихся особенно актуальна в виду того, что с переходом  на  обновленное содержание обучения  встает  задача  формирования у обучающихся  приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активной жизненной позиции. 

Организация образовательного процесса с позиций компетентностного подхода предусматривает создание необходимых организационно-педагогических условий, обеспечивающих качество образовательной деятельности:

  1. Коррекция содержания образования на теоретическом уровне, уровне учебных дисциплин и учебного материала.
  2. Применение личностно ориентированной и деятельностно-творческой технологий предполагает учет специфики компетентностного подхода при выборе методов обучения.
  3. Создание определенных условий для организации образовательного процесса: обновление нормативно-правовой и технической базы; подготовка учебно-программной документации; активизация воспитательной работы по формированию личных качеств выпускника.
  4. Наличие надежных социальных партнеров. Подготовка конкурентоспособного специалиста на основе социального партнерства.
  5. Высокий уровень развития педагогического коллектива колледжа.

Высокий уровень развития педколлектива – сумма трех слагаемых: ценностно-ориентационная зрелость, организованность и сплоченность.

В заключении хотелось бы отметить, что при оценке качества деятельности преподавателей важно учитывать не только формальную сумму критериев, показателей и индикаторов его работы, но помнить, что педагог – это личность. И главным мерилом его деятельности является осознание того, что педагогическая деятельность наиболее  сердцезатратна и  требует высокой  нервной готовности, достаточной культуры, чтобы часто или всегда демонстрировать  способность и готовность терпеливо относиться  к неординарности и несовершенству поведения  наших воспитанников.