Урок физики по теме "Электрическое поле. Ядерная модель строения атома". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель: Организовать самостоятельную деятельность учащихся для постановки целей урока, организовать планирование хода урока по получению знаний в предметной области и развивать самооценку деятельности на уроке.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Класс: 8
Предмет: Физика

Модуль (тема): Электрические явления

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, что уметь после 45 минут урока) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.)
1. Знать: геометрическую модель электрического поля, ядерную модель строения атома, элементарные частицы, входящие в состав атома: электрон, протон, нейтрон, понятие положительного и отрицательного иона, нейтральность атома.

2. Уметь (делать): объяснять увиденный эксперимент, составлять модель атома любого химического элемента

1. Предметные цели: углубить и закрепить представление учащихся об электрическом поле, создать геометрический образ электрического поля, сформировать представление учащихся о строении атома на основе ядерной модели Э. Резерфорда, формировать понятие об элементарных частицах: электрон, протон, нейтрон, ввести условные обозначения атома химического элемента.

2. Цели, отражающие развитие ОУУН: организовать работу учащихся для постановки целей и задач урока, развивать умение объяснять увиденный эксперимент, опираясь на собственные представления о происходящих физических явлениях, развивать самооценку при выполнении самостоятельной работы, помочь учащимся осознать достигнута ли ими цель урока, помочь провести рефлексию урока при использовании листа самооценки.

Опорные понятия, учебные действия Формируемые понятия, учебные действия
Электризация, два рода зарядов – положительные и отрицательные, проводники, непроводники, электроскоп-прибор для наблюдения электрического заряда, электрическое поле, предел делимости электрического заряда, электрон, заряд и масса электрона, взаимодействие электрических зарядов посредством электрического поля, определение и свойства электрического поля. Продолжить формирование понятия “Электрическое поле”, ввести геометрический образ электрического поля на основе опыта с электрофорной машиной и султанами, углубить умение наблюдать, объяснять увиденное, опираясь на знание происходящих физических явлений, самостоятельно анализировать и обобщать увиденное, делать выводы, научить пользоваться листом самооценки при оценивании своих действий.
Диагностические задания (по запланированным целям, как учебный результат ученикам) (Приложение 3)

1. Фронтальный опрос с самопроверкой;

1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды?

2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одинаковые заряды?

3. Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?

4. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?

5. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел?

6. Можно ли при электризации трением зарядить оба из соприкасающихся тел зарядом одного знака?

Задание по карточке на проверку достижения целей урока с оценкой учащимися их деятельности на уроке (рефлексия);

2. Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой и рефлексией (Приложение 4) (заполнение листа самооценки) (Приложение 2);

 

Этапы урока Методический инструментарий Обратная связь
Организационный момент (тема, содержание урока, план) Учитель объявляет тему урока, которая записывается на доске или на первом слайде (Приложение 1), знакомит детей с листом самооценки своей деятельности (Приложение 2).

Проверка домашнего задания (сначала учитель выясняет у учеников все ли им было понятно в д/з, есть ли учащиеся, которые выполнили экспериментальную часть д/з-сделали электроскоп)

Учащиеся настраиваются на активную работу по освоению знаний, записывают тему урока в рабочую тетрадь.

Учащиеся задают вопросы по теоретической части домашнего задания, показывают сделанные электроскопы, рассказывают и демонстрируют принцип его действия.

Подготовка к основному этапу занятий; актуализация опорных знаний и умений Учитель проводит краткосрочную проверку усвоения домашнего материала (Приложение 3) с самопроверкой и заполнением листа самооценки (Приложение2) ( критерии: все правильные ответы в с/р и есть домашний электроскоп - “5”, если все ответы правильные и нет электроскопа -“4”, если в ответах одна ошибка и есть электроскоп-“4”, нет электроскопа “3”, далее -“2”.) 1. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности;

2. Готовность учащихся к самостоятельной работе и последующей рефлексии (заполнение первых столбиков в ЛС) (Приложение 2)

Закрепление знаний и способов действий Опыт с электрофорной машиной.

Учитель предлагает учащимся “увидеть” в предложенном эксперименте геометрический образ электрического поля.

Учитель просит поставить себе оценку за геометрический образ Э.П. (если сами смогли объяснить увиденный эксперимент и придумали геометрический образ ЭП –“5”, если что-то одно из выше изложенного –“4”, если везде есть ошибки, на каждом этапе – “3”, и поставьте знак вопроса, если вообще ничего не смогли, попробуйте сформулировать вопрос, который остался непонятным.) (Приложение 2)

Учащиеся объясняют увиденное, опираясь на имеющиеся представления об электризации тел, понятие электрического поля.

Учащиеся предлагают геометрическую модель Э.П.(в виде линий)

Занимаются самооценкой своей деятельности (Приложение 2), формулируют вопросы, на которые попросим ответить тех, кто поставил себе “5”

Физкультминутка вытянули руки вперед, сжали в кулаки, показали “О’кей”, затем два “фига”, затем попеременно : на одной руке – “фиг”, на другой – “О’кей” Сделали 10 раз, интенсивно потерли руки одна об другую, три раза глубоко вдохнули и медленно выдохнули.  
Изучение нового материала Введение:

1. Молекула – мельчайшая частица вещества

2. Все вещества состоят из молекул и атомов

3. Атом в переводе с греческого – неделимый.

4. Но мы уже с вами знаем, что Иоффе и Милликен открыли предел делимости электрического заряда и назвали его – ЭЛЕКТРОН.

5. Вывод-атом имеет сложное строение, где электрон является его составной частью.

6. Учитель предлагает детям сформулировать цель работы на оставшуюся часть урока. (Приложение 1)

Строение атома – презентация.

Учитель просит учащихся нарисовать ядерную модель любого химического элемента из первой строки таблицы Менделеева

Учащиеся предлагают цель – изучить строение атома или познакомиться с моделью строения атома.

Знакомятся с новой темой, задают вопросы, заносят в тетрадь информацию по новой теме

Учащиеся составляют модель атома.

Первичный контроль и закрепление новых знаний Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой (начальный уровень, средний уровень, достаточный и высокий) Высокий – бонусный. (Приложение 4) Выполняют с/р и сами ее проверяют, заполняют листок самооценки. (Приложение 2)
Информация о домашнем задании:1) Придумать свою модель атома 2) Объяснить: Почему ядерную модель атома называют “ Планетарная модель”?

Мотивированность учащихся на качественное выполнение домашнего задания

Подведение итогов урока; рефлексия Карточка на рефлексию

Обсуждение учащимися содержания карточек

Оценка учащимися своей деятельности и достижений в ходе урока (Приложение 5)

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников в 2012 году по физике

Код раздела Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ. Электрические явления

3

1 Электрическое поле
1.1. Электризация тел
1.2 Взаимодействие зарядов. Два рода зарядов.
1.5 Действие электрического поля на электрические заряды

Перечень
требований к уровню подготовки, проверяемому ЕГЭ

Код требования Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ. МЕХАНИКА
1 (Знать/Понимать) 1.1 Смысл физических понятий: физическое явление, физическая величина, взаимодействие электромагнитного поля, атом, атомное ядро
1.2 Смысл физических величин, моделей
1.2 Смысл физических величин: электрический заряд
3.1 Смысл физических законов, принципов, постулатов; формирование научного мировоззрения: сохранения электрических зарядов
2 (Уметь) 1.1 Описывать и объяснять физическое явление: взаимодействие электрических зарядов
1.2 Приводить примеры результатов экспериментов: взаимодействие электрических зарядов
2. Описывать фундаментальные опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики: опыт Резерфорд
5.1 Делать выводы на основе экспериментальных данных
5.2 Приводить примеры опытов при объяснении явлений: электризации, использование физических моделей, границы применимости
3   Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, обеспечение безопасности

Литература

  1. Капишина Т.И., Забудская М.Я. МОУ СОШ№ 9, г Благодарный Ставропольский край. Презентация к уроку.
  2. Скворцова Г.И., к.п.н., МЦКО, Анализ урока в логике деятельностно-компетентностного подхода. Презентация.
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ. Кодификатор составлен на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 05.03.2004 г. № 1089).