Музыкальное занятие "Рождение фортепиано"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепить знания о музыкальном инструменте фортепиано; познакомить с роялем, его внешнем видом; дать понятие, что по тембру звучания фортепиано и рояль одинаковы; познакомить с предшественником клавесином; учить импровизировать под музыку, подбирать по характеру музыки движения, атрибуты и музыкальные инструменты.

Подготовительная работа:

  1. Аудиозапись «Ноктюрн» Ф.Шопен (фортепиано)
  2. Предметы для танцевальной импровизации (ленточки, султанчики, цветы и т.д.)
  3. Музыкальные инструменты (колокольчики, палочки, треугольники, металлофоны.
  4. Иллюстрации клавесина, рояля.
  5. Аудиозапись звучания клавесина.
  6. Полумаски (девочка – рояль, струны, молоточки, клавиши)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Нотка-загадка: Играть умеет он
И «форте» и «пиано»,
За это назвали его… (фортепиано)
Музыкальный руководитель: Дети, много есть на свете разных инструментов. Я вам сегодня расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на музыкальных занятиях.

Прослушивание аудиозаписи на фортепиано Ф. Шопена «Ноктюрн».

Музыкальный руководитель: Да, правильно, это пианино. Вот он перед вами. Скажу вам по секрету – этот инструмент мой самый лучший на свете друг! Почему? Да потому что, он как никто другой умеет чувствовать, понимать и откликаться на мое настроение. Когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к нему поближе и играю. Сейчас я с помощью музыки, а вы движениями передадите нежный, ласковы характер.

Дети подбирают атрибуты (ленточки, разноцветные султанчики, цветы и т.п.) и импровизируют под пьесу «Сладкая греза» П.И. Чайковского, которая звучит в исполнении педагога.

Музыкальный руководитель: Мой друг умеет быть разным. Когда мне весело, он ликует и радуется вместе со мной. Вот послушайте и попробуйте узнать это произведение.

Музыкальный руководитель исполняет фрагмент «Полька»
П.И. Чайковского. Дети узнают, называют называние и автора.

Музыкальный руководитель: А чтобы передать характер веселой польки, украсим ее музыкальными инструментами.

Звучит «Полька» П.И. Чайковского, дети с музыкальными инструментами (колокольчиками, палочками, треугольниками, металлофонами) «украшают» музыкальную пьесу.

Музыкальный руководитель: Пианино еще называют – фортепиано, если перевести это слово на русский язык: значит громко – форте, тихо – пиано. Такое имя ему дали потому, что в отличии от своего предшественника по имени клавесин.

Показ иллюстрации клавесина из фотоальбома «Музыкальные инструменты»

Музыкальный руководитель: Клавесин был очень похож на пианино, но издавал звуки только одинаковой силы и громкости.

Прослушивание аудиозаписи клавесина – музыкальная пьеса Ф. Куперона.

Музыкальный руководитель: А на фортепиано можно играть громче или тише: форте и пиано.

Исполняется фрагмент пьесы по выбору педагога, где акцентируют динамические оттенки.

Музыкальный руководитель: На громко – бегаем на носочках, на тихо – присесть или исполнить пластичные движения рук.

Игра «Громко – тихо» (на динамические оттенки). Звучит музыка, в конце входит девочка или взрослый в белом костюме с короной рояля. В исполнении детей показ «Сказка».

Девочка-рояль: Здравствуйте, любители музыки, меня зовут Рояль, что в переводе означает «королевская».
Я – Королева на престоле,
Я создана для этой роли
Прислали в бандероли
Меня из мастерской
Для этой самой роли
И больше никакой            (Королева Рояль)
Живут во мне деревянные молоточки и металлические струны. Жизнь у них скучная, целый день нечем заняться.
Музыкальный руководитель: Вовсе нет. Они в хлопотах целыми днями. Девочки – струночки выполняют легкий бег, а мальчики – молоточки дотрагиваются до них, мешая танцевать.
Девочки-струны (дети): Ой-ой-ой! Как больно, меня ударили, спасите (высоким звуком), а меня кто-то толкнул (средний звук), по нам тоже постучали (низким звуком).
Девочка-рояль: Ах, какие драчуны эти молоточки! Вам бы только баловаться, да драться! Как же вам не жалко? Сколько же вы раз стучите?
Мальчики-молоточки (по одному):  

Считать научился я до миллиона,
Над числами я господин.
Считать то считаю, да только беда:
Считай не считай – не сочтешь никогда!
Милый рояль, ведь мы добрые, но у нас есть господин, который приказывает нам бить струнки. Это наши клавиши.

Клавиши: А нас заставляют играть ваши пальчики.
Музыкальный руководитель: Пальчики ударяют по клавишам, клавиши по молоточку, молоточки по струнам и в конце появляется волшебный звук.

Показ иллюстрации рояля из фотоальбома «Музыкальные инструменты»

Музыкальный руководитель: На фортепиано и рояле играют совершенно одинаково. Рояль – большой и важный музыкальный инструмент. Весь мир знает прославленных пианистов, в том числе Святослав Рихтер, пользуется известностью и любовью среди слушателей.
А теперь мы вспомним впечатления свои,
Что сегодня мы узнали, ты, попробуй, назови!
Дети делятся впечатлениями от занятия, вспоминают с какими музыкальными инструментами сегодня познакомились.