НОД по знакомству старших дошкольников с окружающим миром. Тема: "Построим дом лисе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Систематизировать знания детей о двух агрегатных состояниях вещества – твердом и жидком, о теплопроводности веществ.
  • Развивать умение анализировать, выделяя два и более признака объекта.
  • Закреплять навык схематизации и пользования морфотаблицей.

Методы:

  • МШ – мозговой штурм
  • ММЧ – моделирование маленькими человечками
  • МА – морфоанализ
  • Схематизация
  • Эмпатия
  • Игровая ситуация (строим лисе дом)

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, символы маленьких человечков, морфотаблица, карточки – символы деревянного, стеклянного, металлического домов, теплопроводности и прочности.

Ход НОД

1 часть.

На экране лес. Слайд 2. Приложение 1

Дети садятся на стульчики. Появляется лиса. Она плачет.

Лиса: Ой, бедная лиска, бедная, осталась лиска без домика. На дворе зима, а мне и голову приклонить негде. Ой, бедная я, бедная.

Воспитатель: Что ты, лисонька, плачешь, что причитаешь?

Лиса: Как же мне не плакать. Была у меня избушка. Избушка растаяла, а я осталась без домика.

В: Из чего же у тебя избушка была построена?

Л: Изо льда, изо льда. Ой, я несчастная. Как мне зиму пережить, где голову, приклонить?

В: Подожди, лиса, не плачь. Иди к нам. Вместе с ребятами что-нибудь придумаем.

Лиса, садится на стульчик.

В: Ребята, почему же домик у лисы растаял весной? Слайд 3

Д: Солнце пригрело, избушка и растаяла.

В: А поточнее, что произошло?

Д: Лед растаял и превратился в воду.

В: Покажите этот процесс с помощью схемы.

Ребенок у магнитной доски строит схему:

Слайд 4

В: Как же лиса строила свой дом?

Д: Из ледяных кирпичей.

В: А где она их брала?

Д: Сама делала. Если воду залить в прямоугольную форму, она замерзнет, и получатся кирпичи.

В: Можем мы этот процесс засхематизировать?

Ребенок работает у доски.

– Проверьте. Схемы появляется на экране. Слайд 5

В: Ребята, посмотрите на эти схемы. Что произошло в первом случае?

Д: Лед растаял: и превратился в воду.

В: А во втором?

Д: Вода замерзла и превратилась в лед.

В: Какой мы: можем сделать вывод?

Д: Лед и вода – это одно и то же вещество.

В: Правильно. Лед и вода – два агрегатных состояния одного и того же вещества. Можем мы объединить эти схемы?

Ребенок строит схему:

– Проверьте. Схема появляется на экране. Слайд 6.

В: Какие еще вещества подчиняются этой схеме?

Д: Сахар тает, если его нагреть, а потом он опять застывает, и получается леденец. Металлы плавятся от огня и становятся твердыми – когда остывают. Свеча плавится, когда горит.

В: Молодцы. Давайте покажем эти процессы. ____(имена) помогут поставить опыт, а вы, дети, превращайтесь в маленьких твердых человечков. Постройте модель твердого вещества. А теперь твердое вещество нагревают – оно превращается в жидкое вещество.

Дети моделируют.

Жидкое вещество остывает и превращается снова в твердое.

Дети моделируют.

– Молодцы! Садитесь на свои места, вы снова дети. Давайте теперь посмотрим на результаты опыта.

Д: Сахар, металл и свеча расплавились при нагревании. Сейчас они остынут и станут твердыми.

2 часть.

В: Так как же нам лисе помочь? Может быть, построим ей дом из ледяных кирпичей?

Д: Он весной опять растает.

В: Тогда обратимся к виртуальным рекламным агентам.

Звонит по телефону.

Алло! Это компания «Таис»? Мы хотим построить дом: Пришлите, пожалуйста, виртуальную рекламу. Спасибо.

Рекламные агенты (на слайде).

Мы хотим вам предложить три эксперимента.

1-й рекламный агент:

Все имеется для лис у компании «Таис».
Лиса, тебе металл я предлагаю.
Он очень прочный, я-то знаю!
Дом построишь ты прелестный,
Будешь жить ты в нем чудесно!

2-й рекламный агент:

Лиса, тебе стекло я предлагаю.
Оно прозрачное, я это знаю!
Дом будет выглядеть искусно,
Что же еще для счастья нужно?

3-й рекламный агент:

Лиса, тебе я древесину предлагаю,
Она надежная, я это знаю!
Дом будет очень милый,
В нем: все уютно и красиво!

В: Спасибо, дорогие агенты, мы подумаем какой проект выбрать.

Работа по морфотаблице.

Теплопроводность - + +
Прочность + - +
Металлический дом Стеклянный дом Деревянный дом

В: Каким должен быть дом?

Д: Красивым, теплым – уютным, большим, прочным, светлым.

В: Из всех свойств, которые вы называли, я выберу два: прочность и теплота. Потому что именно эти свойства зависят от того, какой материал мы выберем для строительства дома. Помещаю их на МТ.

В: Давайте сначала проверим предлагаемые материалы на прочность. Постучим по ним молотком. Металл – прочный (ставим плюс), стекло – хрупкое (ставим минус), дерево – прочное (ставим плюс).

А теперь проверим на теплопроводность. Поставим металлическую, стеклянную и деревянную палочки в стакан с кипятком. Подождем немного. Скажите, пожалуйста, какая температура в доме должна быть зимой?

Д: Высокая. Зимой в доме должно быть тепло.

В: А летом?

Д: Летом в доме должно быть прохладно.

В: Значит, как стены дома должны пропускать тепло?

Д: Плохо. Зимой тепло не должно выходить на улицу из дома, а летом, наоборот, не должно попадать внутрь.

В: Молодцы! А теперь проверьте, какой материал хуже всех проводит тепло.

Дети проверяют, как нагрелись палочки в стакане с горячей водой.

Д: Металлическая и стеклянная палочки горячие, а деревянная – холодная. Значит, дерево не проводит тепло.

В: Ставим плюс (положительное качество) дереву, а металлу и стеклу по минусу. Какой дом получил больше плюсов? Из какого материала мы будем строить дом?

Д: Из дерева. Так ли у нас получилось, посмотрим на экран. Слайд 7.

Творческий этюд «Строим дом».

Тили-бом, тили-бом,
Мы построим лисе дом.
Красим крышу, красим пол,
Убираем все кругом.
На пол мягкую дорожку –
Постелю ее к порожку.
Принесем лисе подарки:
Две подушки на диван,
Меду липового жбан.

Лиса: Ребята, я вас в гости приглашаю

И всех чаем угощаю. Слайд 8

Итог НОД.

В: Молодцы! Что мы делали.

Д: Строили лисе дом.

В: Что нам помогло построить хороший дом?

Д: Наши знания о том, как вещества принимают и отдают тепло.

Слайд 9.

Список принятых сокращений:

МШ – мозговой штурм
ММЧ – моделирование маленькими человечками
МА – морфоанализ
МЧ – маленькие человечки
МТ – морфотаблица

Используемая литература:

  1. Большая книга «Почему». – М.: Махаон, 2006.
  2. Бурмистрова Л., Мороз В.«Всемирная детская энциклопедия. Космос». – М.: Эксмо, 2003.
  3. Воронцов-Вельяминов Б.А., Маркушевич А.И. «Детская энциклопедия. Мир небесных тел». – М.: Педагогика, 1972.
  4. Левитан Е.П. «Твоя вселенная», М.: Просвещение, 1995.
  5. Нуриа Рока. Серия «Что говорит наука», «Вселенная», «Земля». – М., 2006.