Тема: "Умножение полных трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели:

  • Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с умножением полных трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд, закрепления вычислительных навыков сложения и умножения;
  • Коррекционно-развивающие: способствовать коррекции применения математической терминологии, ориентировке в пространстве числа путем упражнений на арифметические действия;
  • Воспитательные: учить слушать и слышать учителя, друг друга и самого себя.

Материал: учебник М.Н. Перовой, Г.М. Капустиной 5 класс «Математика» с 158; Методика преподавания математики в коррекционной школе М.Н. Перова 1999г.; Математика в коррекционной школе Ф.Р. Залялетдинова  2011г.
Оборудование: краткая запись задачи, памятки, карточки со словами.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Конспект урока.

Ход урока

Презентация

I. Организационная часть

– Добрый день, садитесь, пожалуйста.
– Все готовы к уроку. Все ль на месте? Ручка, книжка, тетрадка, дневник. Все ли правильно сидят. Внимание на меня.
– Ребята, начинаем урок математики. Мне сегодня очень хочется, чтобы вы были активными, внимательными, слушали и слышали меня, своих товарищей и самого себя.
– Мое пожелание на сегодняшний урок: «С хорошим настроением принимайся за работу». «Помоги товарищу» – это наш девиз урока.

 

Психологический настрой к уроку.
Организация учащихся на урок.


Хоровое повторение
Слайд №1

II. Устный счет

1) – Ребята, напомните, пожалуйста, какую тему мы изучаем? (Ответы детей)
– Как называются числа при умножении?
– Составьте, пожалуйста, пример на умножение из двух однозначных чисел. (Пример детей) Например: 6 * 4 = 24
– Как еще можно прочитать этот пример?

 

– А сейчас из этих чисел составьте, пожалуйста, пример на деление? Как называются числа при делении?

24 : 4 = 6
24 : 6 = 4

– Прочитайте пример.
– А еще как можно прочитать этот пример?
– Что мы сейчас повторяем?

Вывод: как называются числа при умножении и делении?

2) Работа по рядам

– А сейчас, ребята, скажите, пожалуйста, что нужно знать, чтобы правильно выполнить действия на умножение и деление?  
– Мы с вами сейчас немножко поиграем. Первый ряд составляет примеры на умножение, употребляя слова из карточек и задает II ряду. Второй ряд составляет примеры на деление, тоже употребляя слова из карточек и задает I ряду?
– Задание всем ясно?
З. Н., составляет по краткой записи задачу и решает ее у доски.

3) Проверка задачи

– Что мы повторили? Для чего нам нужно знать таблицу умножения?

Вывод (делают дети)  Правильно выполнить примеры и задачи на умножение и деление.

 


1 множитель 2 множитель произведение слайд №2
Запись примера  на доске
Произведение чисел 6 и 4
6 умножить на 4
6 увеличить в 4 раза

Делимое делитель частное
слайд №3

24уменьшить в 4 раза
24 разделить на 6

Хоровое повторение

Таблицу умножения и деления

 

 

 

Слайд №4

 

Матери – 40 лет
                              |на        ?
Дочери – 5 лет

III. Актуализация знаний к новой теме

– Ребята, помогите мне, какое сегодня число? Какое время года? Какой день недели? Вчера какое число было? Какой день недели? А завтра? (Работа в тетрадях)

 

– Ребята, помогите мне записывать числа, которые

  • состоят из 4 десятков
  • из 2 десятков и единицы
  • из 6 единиц
  • из 2 сотни 4 десятка 3 единиц

– Прочитайте эти числа по возрастанию, по убыванию.
– Найдите самое маленькое число? Сколько в нем единиц? Еще какое оно число? Почему?
– Найдите самое большое число? Сколько всего  в нем единиц? Сколько всего десятков, сколько сотен? Сколько единиц I,II,III разряда. Представьте самое большое число в виде суммы разрядных слагаемых.
– Найдите полное двузначное число, которое можно умножить на 2 без перехода через разряд ? Объясните как вы умножаете?
– А еще какое число умеете умножать на однозначные числа? Как умножаете, объясните? Какое число получили? (Ответы детей: 40 * 2 = 80)

Cлайд №4
Cлайд №5

17.03.2012
Классная работа.

Слайд №6

40
21
6
243

Слайд №7

21 = 20 + 1
20 х 2 = 40
1 х 2 = 2
40 + 2 = 42

IV. Физкультминутка для глаз Проводит ученица
V. Сообщение новой темы

– Молодцы, отдохнули, продолжаем урок. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое число мы не умеем умножать на однозначное? (Ответы детей)

243 * 2 = 486

– Значит, чему мы научимся  сегодня на уроке? Назовите тему нашего урока. (Ответы детей)

 

Слайд №8

 

Умножение полных трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд

VI. Сообщение  новых знаний.

1) – 243 – это какое число? Почему? Докажите.
– Умножение трехзначного числа выполняется по аналогии умножения двузначных чисел на однозначное. Вы мне сейчас сами поможете  умножать полного трехзначного числа на однозначное число без перехода через разряд.(ответы детей)
– Раскладываем число на разрядные слагаемые
– Каждое слагаемое умножаем на однозначное число. Полученные ответы складываем. Ответ записываем.
– Когда умножали  трехзначное число на однозначное какое число получили?

2) 1 ученик повторяет ход работы.

3) Работа с учебником. Открываем все учебники с 158   п. 721. Рассматриваем образец и объясняем как выполнили умножение.

 

Дети выполняют в тетрадях

Слайд №9

Дети выполняют в тетрадях

 

1 ученик читает

VII. Коррекция и первичное закрепление знаний.

п. 721 (1,2 ст.) решаем у доски 1 пример с объяснением, остальные с устным рассуждением.

Памятки у каждого ученика
VIII. Задание на дом

– У вас лежат карточки, дома решите эти примеры, запись в дневники. Примеры с карточки.

 

Примеры с карточками

IX. Физкультминутка с движениями Проводит ученик
X. Фронтальное закрепление знаний.

1) Решение задачи п. 722.

– Прочитайте задачу про себя. О чем говорится в задаче?
– Что известно в задаче?
– Какой главный вопрос задачи?
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему нельзя? Что мы не знаем?
– А как узнать, сколько собрали со 2 участка?
– Почему мы умножаем? Докажи.
– Как узнать сколько собрали с 2-х участков.

1 ученик рассказывает задачу.
1 ученик у доски решает, остальные самостоятельно.

А) 121 кг * 4 = 484 кг – со 2 участка
Б) 484 кг + 121 кг = 605 кг

Ответ: 605 кг собрали с 2х участков.

– Ребята мы ответили на вопрос задачи? (Да – на первый)
– А еще какой вопрос есть? Кто закончит вопрос?
484 кг – 121кг = 363 кг После ответа какое слово?
Ответ: На 363 кг больше собрали со 2 участка, чем с 1 участка.

– Ребята, мы сейчас решим необычные примеры. Найдите все № 724. Какое задание?

234 + 234 = 468
234 * 2 = 468

– Как называются числа при сложении? Какое число 1 множитель? Какое число 2 множитель? Какой пример получится?

 

 

1 ученик читает вслух

 

 

 

 

Слайд №10

1 уч.–121 кг
2 уч.–? в 4 раза больше

 

 

 

 

Читает ученик

 

Самостоятельно

XI. Подведение итогов урока

– Наш урок подошел к концу. Что вам сегодня было трудно ? А что легко удалось?
– Вы все молодцы, много вы сегодня сделали за урок, работали с хорошим настроением, помогали друг другу. Я очень благодарна вам. Благодарю за урок.

XII. Выставление отметок
  • Я была удивлена …
  • Я не ожидала …
  • Я просто восхищена …

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1,  под редакцией В.В.Воронковой. М.: «Владос», 2011г. – 224с.
  2. В.В.Воронкова «Олигофренопедагогика». М.: Дрофа, 2009г.
  3. М.Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе».М.: ВЛАДОС, 1999г. – 408с.
  4. Ф.Р.Залялетдинова «Математика в коррекционной школе». М.: ВАКО, 2011г., 128с.
  5. М.Н.Перова, Г.М.КАпустина «Математика 5 класс». М.: «Просвещение», 2006г., с.158
  6. О.А.Бибина «Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005г.

Приложение 1