Развитие пространственной ориентации у дошкольников с особыми образовательными потребностями

Разделы: Работа с дошкольниками


При реализация задач коррекционно-развивающего обучения по методическим рекомендациям Н.Ю. Боряковой учитель-дефектолог уделяет внимание следующим разделам деятельности: ознакомление с окружающим миром и развитие речи; подготовка к обучению грамоте; сенсомоторное развитие; развитие пространственных и временных представлений.

Развитие пространственно-временных представлений является наиболее сложным видом деятельности. Это связано с особенностью дошкольников с особыми образовательными потребностями: замедление процесса функционального объединения различных структур мозга, несформированностью их специализированного участия в реализации процессов восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления. Для таких детей характерна "детскость моторики" – суетливость, порывистость, недостаточная скоординированность движений.

Дети с особыми образовательными потребностями испытывают трудности в принятии и переработке информации, целостности восприятия, в пространственном восприятии. Для них характерно недоразвитие высших психических функций: внимание, память, восприятие, мышление. Они быстро утомляются, невнимательны, имеют неустойчивый интерес. У детей наблюдается сужение объема внимания, неспособность воспринимать в определенный отрезок времени необходимое количество информации, в связи с чем их деятельность осуществляется в более медленном, чем у нормально развивающихся детей, темпе и продуктивность выполнения заданий значительно ниже. Память детей характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности[5, С. 6].

Таким образом, восприятие пространства и расположение в нем предметов для этих детей вызывает наибольшие затруднения.

Развитие пространственной ориентировки будет проходить наиболее успешно, если работу проводить совместно со всеми специалистами и родителями.

Предлагаем систему заданий для развития пространственной ориентировки.

Во-первых, ребенка необходимо научить узнавать и называть предметы, расположенные поблизости. Заострять внимание на каждом отдельном предмете и обговаривать расположение его: наверху, внизу. А также брать предметы в руки и понимать их функциональное значение. Таким образом, информация будет накапливаться и создаст основу для обучения ребенка ориентации в пространстве.

Уточнение формы и величины предмета также будет являться началом формирования ориентации в пространстве.

Изучение частей собственного тела с пространственной ориентировкой поможет в закреплении практического понимания умения различать специальные термины: “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”, “спереди”, “сзади”. Этому может способствовать умение ориентироваться в групповой комнате, кабинете, здании, где термины даются в форме инструкции: “Положи игрушку на верхнюю полку” (справа от себя и т.д.) Использование предлогов поможет сделать инструкцию более точной (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку). В дальнейшем предлоги усложняются.

Наряду с практическим расположением предметов в соответствии с инструкцией, речь ребенка обогащается словами – предлогами и понятиями: верх, низ, лево, право и т.д.

Данную последовательность выполнения заданий необходимо донести до родителей. Поэтому в рамках “Школы родителей” предлагаем ряд игр в соответствии с усложнением, которые можно использовать как в дошкольном учреждении, так и дома.

1. Д/И “Разрезные картинки” (по лексическим темам “Игрушки”, “Овощи”, “Фрукты”, “Животные”, “Птицы”). Предметные картинки разрезаются на определенное количество частей: 2, 3, 4 (затем количество увеличивается) Детям необходимо собрать части в целое и назвать предмет или предметы. Затем части нескольких предметов перемешиваются и детям предлагается собрать все рассыпавшиеся картинки.

2. Д/И “Построй сюжет” (моделирование картины из геометрических фигур) дом, вагон, снеговик, неваляшка, корабль/лодка. Вырезанные части предметов: круги, овалы, квадраты, треугольники, полоски разного цвета и размера располагаются на столе, листе бумаги согласно образцу предметной картинки. Ребенок самостоятельно или с помощью располагает предметы и рассказывает, что у него получилось. Можно составить предложения и рассказ.

3. Д/И “Кто в домике живет?”.

Данная игра также развивает пространственные отношения.

Предметные картинки дети располагают по порядку в виде домика. По инструкции дети переворачивают картинки по инструкции: переверни картинку, которая располагается в центре, справа от центра и т.д. В простом варианте используется 4 картинки и инструкции упрощаются: переверни картинки, которые находятся наверху – внизу и назови их. Затем предлагается запомнить и назвать по памяти нарисованные предметы на картинках.

В зависимости от уровня умений детей используется 4 варианта заданий по количеству картинок.

1-й вариант используются 4 картинки.
2-й вариант используются 6 картинок.
3-й вариант используются 9 картинок.

4. Д/и Ковролинограф “Составь картинку” (набор геометрических фигур – липучек) Вырезанные из липучек геометрические фигуры разного размера и цвета, дети располагают на ковролине. Можно составить картину по аналогии с игрой “Построй сюжет”. В данном случае задание будет выполняться по-другому, предметы будут не просто располагаться на листе, а “приклеиваться”, что предполагает другой подход к заданию. После выполнения дети составляют предложения. Затем предметы убираются, а дети вспоминают, какие предметы были у них на картине.

5. Настенное панно “Грибок” на развитие пространственной ориентировки (развитие понимание и называние простых и сложных предлогов). Объемный грибок, расположенный на стене и имеющий липучки, поможет детям закрепить знания о понятиях “верх”, “низ”, “право”, “лево” и предлогах. Детям необходимо расположить насекомых или цветы, листья в разных местах: на грибочке, под грибочком, справа от грибочка и т.д. Предметы сначала располагаются по инструкции, затем дети располагают их самостоятельно. При этом они называют производимые действия: я положил муравья под грибок, бабочка летает над грибом и т. д. Расположить можно несколько предметов и составить рассказ.

6. Д/И “С какого дерева листья?”

Эта игра поможет детям научиться различать листья деревьев и определять их местоположение: наверху, внизу, справа, слева, на дереве, под деревом, за деревом, около дерева.

1-ый вариант. Дети рассматривают листья и определяют на ощупь с какого дерева каждый лист. Затем помещают лист по инструкции: повесь лист на дерево, положи лист под дерево, положи лист около дерева и т.д.

2-ой вариант. Дети определяют, с какого дерева лист, называют его и помещают по собственному желанию. Детям предлагается называть, где этот лист находится. Желательно, чтобы дети составляли предложение.

3-ий вариант. Дети “вывешивают” лист на соответствующий макет дерева по своему усмотрению. Называют дерево на которое повесили лист. Составляют предложение или рассказ с использованием предлогов.

7.Д/И “Городок на столе”.

В этой игре дети могут закрепить знания зданий, части домов, материал, из которого построены дома. Также игра направлена на обогащение словарного запаса существительных, прилагательных, глаголов; умение преобразовывать существительные в прилагательные (кирпич – кирпичный), глаголы в приставочные глаголы (ехать – уехать – объехать-выехать-заехать); умение располагать объемные предметы по инструкции и составлять рассказ после произведенного действия.

1-ый вариант. Расставить здания городка на столе по инструкции взрослого. Назвать здания, рассмотреть макеты, определить части зданий.

2-ой вариант. Транспорт расставить по городу по инструкции или картине, обыграть действия. Пример: Я выехал на машине из гаража. Доехал до детского сада. Объехал его. Заехал в магазин. Уехал из магазина.

8. Д/и “Кто где живет?”

Данная игра помогает детям развивать умение ориентироваться в пространстве, закрепить практическое употребление предлогов в, на, за, под, над; развивать речь детей, умение отвечать на вопросы полным предложением; строить логическое умозаключение; развивать кратковременную память.

Предложить детям 9 картинок, которые лежат перевернутыми на столе. Дети не знают, что нарисовано на них. Из данных картинок-“кирпичиков” дети выстраивают дом (по 3 картинки в каждом ряду).

Предложить переворачивать картинки по словесной инструкции педагога:

  1. На начальном этапе задания более простые: переверни картинку, расположенную в правом верхнем углу; правом нижнем углу, в левом верхнем углу, в левом нижнем углу. Переверни картинку, находящуюся в центре.
  2. После закрепления простых инструкций предлагаем детям перейти к заданиям сложным: переверни картинку, расположенную слева от данной картинки, справа от нее;
  3. Следующим шагом будет использование сложных инструкций: переверни картинку, расположенную под снежинкой, над снежинкой, справа от снежинки и т.д.

В инструкции применяются предлоги, определяющие пространственные положения: над, под, между, справа, слева. Дети повторяют предлоги и составляют с ними предложения. Затем сами дают инструкции другим детям.

Конечно, без специальной подготовки, родители не смогут добиться определенных положительных результатов. Поэтому данные игры желательно проиграть совместно родителю и ребенку. Это поможет как родителям, так и детям. Детям будет приятно быть рядом с родителями, чувствовать их помощь и поддержку.

К каждому практикуму для родителей необходимо серьезно подготовиться. Эстетично, грамотно изготовить игру, описание правил проведения игры, подготовить место для игровой деятельности. Игра проводится под непосредственным контролем педагога, который дает ответы на интересующие вопросы. В день желательно использовать одну или две игры. Две в случае аналогичности заданий.

Таким образом, используя в работе комплекс упражнений и заданий, предложенных вашему вниманию, дети получат необходимые знания в развитии пространственной ориентировки и смогут практически использовать знания в процессе дальнейшего обучения в школе. А родители смогут оказать им в этом наиболее полную помощь и поддержку.

Литература:

  1. Агранович, З.Е. Времена года : наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи детей с использованием фланелеграфа / З.Е. Агранович. – СПб., 2003.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно – методическое пособие – М.: “Гном – Пресс”, 2000.
  3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2 / под ред. С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2003.
  5. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР : пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / С.Г. Шевченко. – М. : Школьная пресса, 2005.