Как воспитывать у ребенка любовь к чтению

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


В книгах заключено особое очарование;
книги вызывают в нас наслаждение:
они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
они становятся живыми друзьями для нас.

Ф.Петрарка

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро.

Книги пишутся не для моли, а для людей.
Я.А. Коменский.

Задачи:

  • Актуализировать знания родителей по проблеме снижения читательской активности среди детей, значения книги в жизни младшего школьника.
  • Развивать у детей читательский интерес и потребность в чтении.

Подготовительная работа: анкетирование, анализ читательских интересов учащихся, подготовка памятки родителям.

Анкета для учеников:

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
  2. Нравится ли тебе читать книги?
  3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?
  4. Нравится ли тебе получать книги в подарок?
  5. Какую книгу ты теперь читаешь?
  6. Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
  7. У вас дома много книг?
  8. Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Анкета для родителей:

  1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?
  2. Сколько времени он проводит за книгой?
  3. Вы убеждаете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги он предпочитает?
  5. Как вы поощряете его читательские стремления?
  6. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  7. Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
  8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
  9. Считаете ли вы себя активным читателем?
  10. Являетесь ли вы примером для свого ребенка в чтении книг?

Памятка родителям по развитию читательского интереса у детей

- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги. Сопоставляйте ваши и его впечатления.

- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжную реликвию своей семьи.

- Желательно подписать ребенка на интересный детский журнал.

- Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

- Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.

Материалы, используемые для проведения родительского собрания

I. Вступительное слово.

В середине ХХ в. Педагоги и психологи во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:

- возросло число детей, читающих только по школьной программе;

- все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;

- замедляется вхождение ребенка - дошкольника в книжную культуру;

- по мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;

- усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);

- большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим и сегодня.

II. Анализ анкетирования.

III. Анализ читательских интересов детей.

IV. Причины нелюбви ребенка к чтению и их преодоление.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связано с тем, что ребенку просто не интересно читать. Для многих детей прочитанное остается набором событий имен названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. Книги представляются скучными, так как ребенок не способен "увидеть" те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Чтобы помочь ребенку научиться "вживаться" в книгу, необходимо развивать образное мышление.

Вот какие приемы можно использовать:

  • Разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментировать с сюжетом (добавлять других героев, изменять окончание).
  • Рисовать вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывать, как выглядит тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
  • Искать в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги (например, несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка).
  • Сравнивать прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждать, что совпадает в телеверсии, а что нет.
  • Учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанной книги. Цитировать подходящие к случаю стихи.
  • Читать по ролям - Вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Следующая причина нелюбви ребенка к чтению, которую называют психологи: детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, становится скучно. Скорость чтения - один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость ученика.

Рассмотрим приемы, помогающие повысить скорость чтения:

  • Помогая ребенку учиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но "маленькими порциями" - не полтора часа подряд, а три - четыре захода по пять минут (непрерывное чтение в слух должно занимать у первоклассника восемь - десять минут, у второклассника - десять - пятнадцать минут).
  • Если ребенок не очень любит читать, то дома ему необходим режим щадящего чтения. После прочтения одной - двух строчек "чтец" должен иметь кратковременный отдых (строчку читает ребенок, строчку - Вы).
  • Можно использовать жужжащее чтение (один из элементов обучения в школе Василия Сухомлинского). Каждый из членов семьи читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью, вполголоса. Тренировка длится всего пять минут несколько раз в день, а эффект огромный!
  • Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты.
  • Ритуал совместного вечернего чтения - прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие Вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.

  • Необходимо создать дома спокойную, удобную для чтения обстановку.
  • В течение дня выделить время для чтения, удобное ребенку.
  • Когда ребенок читает, находиться поблизости, но не сидеть у него над душой.
  • Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно.
  • Проявлять интерес к тому, что читает ребенок.
  • Отмечать каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным).

На видном месте дома повесьте список достижений ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родителей это подтверждает.

V. Подведение итогов.

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса у ребёнка в семье. Работа с памятками, подготовленными к собранию. Их обсуждение.

VI. Заключение.

Прививая ребенку культуру чтения, давайте помнить, что самый главный пример для него вы сами. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры.

Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.

Литература.

  1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку. Справочник для неравнодушных
  2. родителей.- Екатеринбург: У - Фактория, 2003.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2004.
  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
  5. Кравцова М. Если ребенок не любит читать. - М.: Эксмо, 2003. - 64 с.
  6. Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
  7. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. - М.: Творческий центр "Сфера", 2003.