Проект для детей старшего дошкольного возраста "Огород на окне"

Разделы: Работа с дошкольниками


У ворот шумит народ.
Где тут необычный огород?
Говорят, что там растет
И цветочная рассада,
И салатик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот.

Актуальность проекта:

Педагогическая диагностика Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на окне”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.

Характеристика проекта:

  1. По форме – государственный.
  2. По классу – монопроект.
  3. По типу – социальный (познавательный).
  4. По виду – экологический, учебно-образовательный.
  5. По длительности – среднесрочный (1 год).

Цель исследования: Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи:
– формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
– расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
– привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
– развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
– воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
– активизировать речь и обогащать словарь детей;
– развивать эмоциональную отзывчивость;
– формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители, педагоги станции юннатов.

Продукты проекта: диагностические материалы, рисунки, выставки, дневник наблюдения, фотографии.

Предполагаемые результаты:

  • знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями, получение семян из растений;
  • уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
  • появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.

Методы исследования: диагностика, наблюдение, моделирование.

Этапы реализации проекта:

1. Диагностический.

  • Входящая диагностика.
  • Выявление проблемы

2. Подготовительный.

  • Деятельность педагога:
    – определение цели;
    – определение задач;
    – описание конечного результата;
    – изучение дополнительной литературы;
    – изготовление модели трудового процесса;
    – изготовление схем и методических таблиц;
    – подбор оборудования для проведения опытов;
    – разработка планируемой деятельности;
    – обрисовка общей сюжетной канвы.
  • Деятельность детей:
    – вхождение в проблему;
    – принятие задач4
    – вживание в ситуацию;
    – объединение детей в рабочие группы.

3. Практический.

  • Деятельность педагога:
    – направление и контроль за осуществлением проекта;
    – проведение серий опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;
    – проведение игр экологического содержания;
    – проведение экологических занятий;
    – словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;
    – проведение экологических досугов, праздников;
    – наблюдение в мини-огороде и огороде.
  • Деятельность детей:
    – формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
    – уход и посадка растений;
    – экспериментирование;
    – разные виды игр;
    – стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
    – создание проблемных ситуаций;
    – задания для самостоятельных наблюдений;
    – подготовка атрибутов, костюмов для праздников и развлечений.
  • Совместная деятельность взрослых и детей:
    – рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
    – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику4
    – работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
    – работа с моделями;
    – просмотр фильмов о растениях4
    – сбор коллекций семян;
    – рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
    – труд на огороде.

4. Итоговый.

  • Сравнение прогнозируемого с полученным.
  • Презентация проекта.

5. Распространение.

  • Ознакомление педагогов ДОУ и района с удачно выполненной работой.
  • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Формы и методы реализации проекта:

Экологические занятия; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; трудовой отряд маленьких огородников; огородная библиотека; лаборатория юного огородника; инсценировки, театрализованные представления; наблюдения; опыты; выставка детских рисунков.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Месяц. Тема.
Октябрь. Первичная диагностика детей.
Приобретение инвентаря, оборудования, семян.
Беседа об овощах.
Д/и “Вершки и корешки”.
Чтение х/л.
Ноябрь. Настольная игра “Что где растет?”.
Беседа “Все начинается с семечки”.
Опыт с корнеплодами.
Рассматривание иллюстраций с изображением сбора урожая.
Рисование “Во саду ли, в огороде”.
Чтение х/л.
Декабрь. Составление рассказов об овощах по моделям.
Д/и “Что сначала, что потом?”.
Опыт по знакомству со свойствами почвы.
Э/и “Распределение плодов по форме и вкусу”.
Ситуация “Айболит рассказывает о пользе овощей и фруктов”.
Отгадывание загадок.
Январь. Опыт “Установить необходимость почвы для жизни растений”.
Посадка лука, семян злаков.
Посев петрушки и укропа.
Зарисовка в дневнике наблюдений.
Чтение х/л.
Февраль.

 

 

 

 

Опыт “Нужен ли корешкам воздух?”.
Беседа “Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений”.
Посев семян лекарственных трав (настурция, календула, ромашка).
Составление рассказов о растениях по моделям.
Уход за растениями.
Спортивное развлечение “Дружные огородники”.
Чтение х/л.
Март. Посев семян цветов, перца, душистого горошка для выращивания рассады.
Посадка лука-севка.
Д/и “Чудесный мешочек”.
Наблюдение за всходами.
Уход за растениями.
Зарисовка в дневник наблюдений.
Беседа “Какие растения можно вырастить на подоконнике”.
Чтение х/л.
Апрель. Посев семян помидоров, арбузов в горшочки.
Закрепление трудового процесса по уходу за растениями по моделям.
Составление рассказов из личного опыта “Я ухаживаю за огородом на окне”.
Уход за растениями.
Зарисовка в дневник наблюдений.
Беседа о лекарственных травах.
Чтение х/л.
Май. Приготовление грядок для посадки рассады овощных культур.
Создание уголка лекарственных трав.
Раскрашивание картинок “Во саду ли, во огороде”.
Подготовка клумб для цветочной рассады.
Досуг “Чудеса в огороде”.
Чтение х/л.
Июнь-июль. Высадка рассады в огород, цветники.
Уход за посадками (полив, рыхление, прополка).
Оформление альбома “Наши наблюдения”.
Повторная диагностика детей.
Подготовка к экологическому празднику (изготовление атрибутов, костюмов).
Август-сентябрь. Сбор урожая.
Сбор семян.
Оформление фотовыставки для презентации.
Выставка-ярмарка с участием родителей “Дары осени”.
Экологический праздник “Осенины”.
Презентация проекта.