Занятие "Математики тропинки мы изучим без запинки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Закрепить материал, полученный на предыдущем занятии и порядковый счет в пределах 4 (дети 3–4 л.).
  2. Детей 4–5 познакомить с цифрой 5. Учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет. Упражнять в различении геометрических фигур, развитие наблюдательности и внимания.
  3. Закрепить знания о времени года. Формировать умение двигаться в соответствии с музыкой.

Материал к занятию:

  • персонажи к сказке “Курочка Ряба”;
  • для детей 3–4 л. силуэты петушка;
  • для детей 4–5 л. силуэты домика;
  • картон с вырезанными геометрическими фигурами;
  • счетные палочки, шишки, платочки, картинки с изображением времени года;
  • фланелеграф, силуэты кошечек;
  • музыкальное сопровождение.

Дети входят в группу. Проводится игра “1-2-3 свое место найди”.

Детям раздаются до занятия геометрические фигуры, на столах лежат соответствующие фигуры, дети находят свою фигуру, садятся на места.

На столе ширма-домик. Воспитатель читает:

За полями, за морями.
За высокими горами.
Стоит в поле теремок
А живет в нем петушок.
Выходи к нам петушок,
Покажи свой гребешок!

Из домика отвечает Петушок.

Гребешок я покажу!
Выходить я погожу.

Воспитатель: Что случилось? Нам ответь-ка!

Петушок:

Все она, лиса злодейка!
Посыпала зернышки,
Выщипала перышки,
Без хвоста все курицы,
Засмеют на улице!

Воспитатель: Успокойся петушок! (Обращается к детям.)

Предлагает детям 3–4 лет раскрасить петушку хвостик (заготовлен силуэт цветного петушка а хвостик из 4 перышек не раскрашен)

Детям 4–5 лет нарисовать сказочный домик-теремок с 4-мя окошками, где будет жить петушок.

Пока дети рисуют, воспитатель медленно читает:

За полями, за морями,
За высокими горами,
Между небом и землей
Стоит город золотой
Превращаются дома
В сказочные терема.
Арки и подзоры яркие узоры.
Ставенки резные окна расписные.
В этом тереме чудесном
Никому не будет тесно.

После окончания работы выходит Петушок.

Хвалит детей за работу. Показывает свой хвостик, благодарит за красивые домики. Воспитатель предлагает посчитать сколько перышек у петушка (4). Сколько у домика окошек?(4)

Петушок: В знак благодарности дарю вам сказку “Курочка Ряба”. Вы пока послушайте, а мне пора домой. Уходит.

Воспитатель: Жили-были дед и баба, была у них курочка Ряба (читает сказку сопровождая показом фигурок). Снесла курочка яичко непростое, золотое… и т.д.

1-е задание:

кто на 1-м месте? дед
на 2-м месте? баба
на 3-м месте? курочка
на 4-м месте ? мышка.

А на пятом месте яичко.

Вызвать 2–3 детей посчитать и определить место каждого счет до 5 (4–5 л.)

2-е задание:

Жил-был Буратино. У него на кровати лежало красивое покрывало. Ушел Буратино в театр, а крыса Шушара прокралась и прогрызла в покрывале дыры. Ребята, почините покрывало.

Раздаются карточки с вырезанными фигурами. Детям 3–4 лет квадрат, круг, треугольник.

Детям 4–5 л. овал, прямоугольник, пятиугольник, ромб, и т.д.

Дети должны найти соответствующие фигуры среди других и залатать одеяло (вставить соответствующие фигуры, не обязательно знать все фигуры).

После выполнения проводится подвижная игра.

Подвижная игра “Кто, где спрятался?”

Дети 3–4 лет прячутся за шкаф, стулья, столы.

Дети 4–5лет сидя на своих местах, ищут их глазами и отвечают на вопрос: где Сергей? за шкафом, где Катя? за стульчиком и т.д.

Дети 3–4 уходят с занятия.

С детьми 4–5 лет проводится

Физкультминутка.

Раз! Два! Три! Четыре! (Скачут на одной ноге.)
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу! (Кружатся вокруг себя.)
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок!

Воспитатель:

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала
Сколько вместе кошек стало?

(Выставляет кошечек по одной на фланелеграфе.)

Посчитайте: 1, 2, 3, 4.

Достаем счетные палочки.

Однажды Белочка решила пойти в детский сад к детям, но она пошла не с пустыми руками, а принесла с собой в подарок пирамидки.

Воспитатель показывает 5 пирамидок (дети считают вместе с воспитателем отвечают).

Когда Белочка уходила, дети подарили ей грибочки (4) Сколько? Ответ.

– Положите столько же палочек, сколько пирамидок на верхнюю полоску.
– Положите столько же палочек, сколько грибов на нижнюю полоску.
– Сколько пирамидок? 5.
– Грибочков 4.
– На сколько грибочков меньше чем пирамидок? На 1.
– Добавьте столько палочек, чтобы стало поровну.

Задание: У вас на листочках нарисованы цифры. Найдите цифру 5 и закрасьте ее. (На доску вывешивает цифру 5.)

Воспитатель: Ребятки, а вы хотите немножко попутешествовать? Давайте куда-нибудь пойдем, например в лес. Встали, оделись теплее, потому что на улице зима (имитируют одевание одежды). Мы с вами пойдем в лес пешком, высоко поднимая ноги, чтобы не увязнуть в снегу, не шуметь и не тревожить лесных жителей. Идем по лесу, а нам на встречу волк (идут как волки). Дальше встретилась лиса, (идут как лиса).

– Ребята, а кто в лесу прыгает и всего боится? (Заяц.)
– Зайчик нам что-то приготовил. (Подходят к столу.)
– Вот папка, в ней картинки с изображением всех времен года. Ребята, кто из вас может рассказать стишок про лето, осень, зиму, весну?

Доброе лето!
Доброе лето!
Сколько тепла в нем,
Сколько в нем света!
К нам на длинной мокрой ножке,
Дождик скачет по дорожке.
А на лужице круги,
Это дождика шаги.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Снег растаял, снег растаял,
Это новость не простая.
Это значит-наступает
Настоящая весна!

Подходят к другому столу.

Воспитатель: А что здесь? Открывают коробочку, а там шишки. Это белочка вам приготовила задание.

Задание. Собрать шишки по 5 штук в кучки.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Наступило время и нам возвратиться в садик. Уходят из леса.

Воспитатель: Вы не замерзли?

Воспитатель: А давайте с вами погреемся. Показывает детям платочки и предлагает посчитать их. (Платочков 5 штук.) Включается музыка, дети танцуют с платочками.

Воспитатель: Сегодня мы с вами много работали: рисовали, считали, работали со счетными палочками, познакомились с цифрой 5, побывали в лесу, справились с заданиями зайчика и белочки, эти задания все связаны с математикой. И мы смело можем сказать, что МАТЕМАТИКИ ТРОПИНКИ МЫ ИЗУЧИМ БЕЗ ЗАПИНКИ.

Используемая литература:

  1. Г.И.Винникова “ Первые шаги в математику”, 2011 г. Москва.
  2. А.А.Смоленцова.О.В.Пустовойт “Математика до школы”, 1996 г. Нижний Новгород, гуманитарный центр.
  3. Журнал. “ Дошкольное воспитание” № 7, 2000 г.
  4. В.Метлина. “Математика в детском саду”, 1987 г.