Семейный бюджет

Разделы: Технология


Цель: Формирование знаний по теме “Бюджет семьи”.

Задачи:

  • Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме “Бюджет семьи”, раскрыть основные понятия.
  • Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность, самостоятельность, формирование бережливости и экономии.
  • Развивать познавательную активность, умение анализировать, работать в группе, применять полученные знания на практике.

Наглядное пособие: плакаты, карточки, учебники, тетради.

Методы: словесные(беседа, объяснение, самостоятельная работа учащихся), наглядные, практические приемы(Самостоятельная работа учащихся, тест), контроль.

Вопросы:

1) Бюджет.
2) Виды бюджета.
3) Бюджетное устройство.
4) Семейный бюджет.
5) Бюджет школьника.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Занятие 1.

1. Организационный момент:

– название темы
– постановка цели.

2. Развитие внимания и мышления.

3. Постановка проблемного вопроса.

Задача: Бабка на рынке продавала щенка. Шли мимо три парня. Собрали по 100 рублей, отдали бабке 300 рублей и ушли. Бабка подумала: “ Что-то я очень дорого продала щенка!” Подозвала мальчишку дала ему 50 рублей и велела отдать парням. Тот подумал: “ А как они разделять 50 рублей на троих? Отдам-ка я им 30 рублей, а 20 оставлю себе”. Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил за щенка по 90 рублей, т.е. все вместе они отдали 270 рублей, а 20 рублей осталось у мальчика. Т. е. всего 290 рублей. Куда делись 10 рублей?

(Расход парней 270 рублей. Доход бабушки 250 рублей и доход мальчика 20 рублей = 270 рублей.)

4. Изложение нового.

1) Слово “Бюджет” означает буквально “денежная сумма”.

Бюджет определяет финансовое состояние, наклонение денег, соответствие доходов и расходов.

Бюджет в прямом смысле этого слова есть роспись доходов и расходов в денежной форме на определенный срок: на год, полгода, квартал, месяц.

Понятие “Бюджет” имеет двоякое толкование. Это– соотношение между доходами и расходами, соответствие дохода и расхода денег.

Но бюджет – это и совокупность, запас, количество финансовых ресурсов, средств, которыми располагает государство, предприятие, семья.

2) Бюджетное устройство – это способ организации бюджета, распределения и перераспределения денежных средств между отдельными частями экономики.

Изучение бюджета позволяет получить конкретное представление о том, откуда и в каких количествах приходят деньги, на какие цели и в каких масштабах они расходуются.

Схема бюджетной системы

Отметим, что собственно государственный бюджет называют федеральным, а с учетом бюджетов республик и областей, входящих в состав государства – консолидированным.

Чтобы получить более предметное представление бюджетах, приведем примерный государственный бюджет.

Пример носит чисто иллюстрированный характер и ставит своей целью показать какие статьи доходов и расходов учитываются в государственных бюджетах.

Предлагаю детям выбрать из стопы карточек названия доходов бюджета карточки с расходами.

Доход бюджета Расход бюджета
1) Налог на добавленную стоимость 600 1) На народное хозяйство 660
2) Налог на прибыль 400 2) На оборону 200
3) Акцизный сбор 110 3) На науку 200
4) Подоходный налог 120 4) На оплату государственного долга 400
5) Доход от внешней экономики 450 5) Внешнеэкономические расходы 200
6) Доход от приватизации 90 6) На содержание государственного аппарата 170
1770 1770

По закону доходы должны равняться расходам.

Но бюджет не всегда удастся в полной мере сбалансировать, и возникает превышение расходов над доходами. То есть наблюдается дефицит государственного бюджета.

Отдохнем. Двое крестьян делили 7 рублей. Причем один получил на 3 рубля больше другого. Сколько рублей досталось каждому?

3) Семейный бюджет.

Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы.

Расходы – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы.

На другую гирьки в виде расходов, так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Если весы находятся в равновесии – расходы равны доходам.

Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи.

Ребята, кто из вас знает пословицы о труде?

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Овчинка выделки не стоит.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.
  • Без топора не плотник, без иглы не портной.

Структура доходов семьи россиян в процентах.

 

Большое влияние на доход оказывает инфляция, т.е. выпуск в стране чрезмерного количества денег.

Планировать семейный бюджет – дело довольно сложное. Чтобы планировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать цены на товары.

Мы имеем 4 основных группы расходов:

  • Обязательные платежи.
  • Питание.
  • Промтовары.
  • Культурно-бытовые услуги.

Обязательные платежи: – погашение ссуд в банке; оплата коммунальных услуг (квартира, отопление ,газ, вода, электроэнергия, телефон); детсад; транспортные расходы; дополнительные услуги образования (кружки, секции).

Подоходный налог – вид налогового обложения, при котором облагается доход физического лица.

4) Бюджет школьника.

– Ребята. Вы когда-нибудь задумывались над тем сколько денег тратят родители на ваши прихоти? Молодые люди любят ходить в кино, покупают сладости – это личный бюджет.

У школьника имеются постоянные расходы – это те, которые в течении года почти не изменяются (плата за кружок).

Переменные расходы – включает в себя периодические (покупка дисков).

Непредвиденные расходы –сломалась ручка.

Занятие 2.

5. Прежде чем мы с вами начнем вторую часть нашего занятия мне хотелось бы узнать. Что в вашей жизни деньги?

Тест:

– Есть ли у вас хобби, на которое уходит большая часть ваших денег?

А. Не хочу тратить на ерунду.
Б. У меня нет на хобби лишних денег.
В. Есть. А что дорого– хобби есть хобби.

– Как по– вашему, почему люди берут в долг.

А. Потому что слишком мало получают.
Б. Потому что не умеют жить по средствам.
В. Потому что в этом виноваты непредвиденные расходы.

– Кого из двух вы предпочитаете: богатого, но глупого, не богатого, но интересного в общении?

А. Выберу более симпатичного.
Б. Выберу богатого.
В. Выберу более эрудированного.

– Как вы относитесь к людям, которые считают, что “ рай в шалаше” невозможен?

А. Мне их жалко.
Б. Ненавижу людей, для которых в жизни, кроме денег, ничего не существует.
В. Согласны с ними. И если уж “ рай в шалаше” , все же существует, то надолго.

– Хватает ли вам ваших ежемесячных доходов?

А. Почти никогда не хватает.
Б. Когда как.
В. Хватает.

– Как вы воспринимаете театральную премьеру, “светские тусовки”?

А. Мне это интересно.
Б. В зависимости от настроения.
В. Мне это не интересно.

Ответы:
  1 2 3 4 5 6
А. 2 4 3 2 4 2
Б. 1 1 5 0 3 1
В. 3 2 1 4 1 0

– Если вы набрали от 4 до 9 баллов, то для вас духовные ценности важнее материальных.
– Если вы набрали от 10 до 16 баллов, то вы относитесь к категории таких людей, которые могут довольно долго находиться без денег.
– Если вы набрали от 17 до 24 баллов, то вам в жизни нужны только деньги.

6. Практическое задание.

По психологии и развитию учащихся. От простого к сложному.

Составить структуру семейного бюджета.

Семейный доход рубли Семейные расходы Рубли
1
2
3
4
5
6
     

7. Закрепление:

“Соединение слова”.

Для решения этих задач вам необходимо определить, какие два слова соединены в одной строчке. Причем последние буквы первого слова одновременно является началом второго слова.

н а

а) Денежное выражение стоимости товара.
б) Обязательный платеж, взымаемый государством в государственный или местный бюджет.

о к

а) Система экономических отношений, для которой характерна свобода в выборе покупателей и продавцов, определении цен.
б) Размер месячной заработной платы работников, руководителей, установленный в зависимости от должности.

8. Подведение итогов.

– Кто скажет куда девались 10 рублей?

9. Домашнее задание.

Рассчитайте затраты на приобретение необходимых вещей и принадлежностей учащегося 8 класса.

Литература:

  1. Учебник “ Технология” 8 класс Москва 2001 г.
  2. Сборник игр А.С. Прутченков. Москва 1994 г.
  3. Увлекательно об экономике Мунтян А.В. Ижевск 1992 г.
  4. Экономика Липсиц И.В. Москва 1997 г.
  5. Введение в экономику Ранзберг Б.А. Москва, 1993 г.