Роль нестандартного оборудования для физического развития и воспитания детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Цель данных методических рекомендаций заключается в том, чтобы повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям.

Основные задачи:

  1. Вызвать интерес детей к различным видам двигательной деятельности, желание заниматься спортом.
  2. Увеличить двигательную активность детей.
  3. Поднять эмоциональный настрой на занятиях и вне занятий.

Актуальность представленного материала вытекает из проблемы снижения двигательной активности детей и анализа состояния физического воспитания детей в детском саду. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Ценность материала заключается в том, что повышается интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличивается их двигательная активность, поднимается эмоциональный настрой на физкультурных занятиях. Оно позволяет внести в каждое занятие элемент необычности, занимательности, вызывает у детей интерес и желание играть.

Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которые привлекают внимание детей и повышают их интерес к выполнению основных движений и упражнений и способствуют высокому эмоциональному тонусу во время занятий. Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное, легко обрабатывается. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице. Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.

Занятия с нестандартным оборудованием позволяет решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения детей, развивают творчество и фантазию. Такие занятия могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий.

Практическая значимость материала заключается в том, что в нем даются рекомендации по использованию нестандартного оборудования для физического воспитания в детском саду, дается описание нестандартного оборудования, приводятся примеры игр и упражнений с ними, конспекты занятий и сценарии досугов.

Работа адресована инструкторам по физической культуре, воспитателям, учителям физкультуры она может быть использована родителями в семейном воспитании детей.

Роль нестандартного оборудования для физического воспитания детей.

Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежеланию принимать участие в подвижных играх. Что приводит к росту заболеваемости.

В решении этой проблемы особое значение придается использованию нестандартного оборудования, которое позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.

Намечаются следующие этапы работы:

  1. Изготовление чертежей и рисунков нестандартного оборудования, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени и которое можно использовать и в помещении, и на улице.
  2. Выступление на педсовете по проблеме.
  3. Выступление на родительском собрании.
  4. Сбор необходимого материала, в том числе и бросового.
  5. Проведение практических занятий с воспитателями и родителями.
  6. Выступление на методических объединениях по обмену опытом.

В нестандартном оборудовании детей привлекают необычные формы и красочность. Что способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.

Положительные результаты: возрастает интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной деятельности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких спортивных результатов. Благодаря рациональному использованию обычного стандартного и нестандартного оборудования значительно увеличивается моторная плотность физкультурных занятий.

Нестандартное оборудование для занятий в зале: материал, способ изготовления, рекомендуемые упражнения.

“Тыквенная грядка”. Изготовляется из ткани. Дорожка шириной 25–30см. и длиной 1–1,5м., на которой расставляются на определенном расстоянии (в зависимости от возраста детей) набивные мячи в виде “тыквы” <Рисунок 1>

Рекомендуемые упражнения: ходьба с сохранением равновесия (“змейкой”), с высоким подниманием колена (перешагивая через набивные мячи); прыжки на двух ногах через набивные мячи; ползание на четвереньках между мячами.

Массажеры для ног. Изготовляются из ткани. Дорожки шириной 20–25см. и длиной 1м., на которые нашиты пуговицы или бросовый материал (пробки от пластмассовых бутылок, разрезанные мячи с шипами). <Рисунок 2 >, <Рисунок 3>.

Рекомендуемые упражнения: профилактика плоскостопия.

“Лабиринт – Улитка”. Изготовляется из ткани. Представляет собой овал, на который нашивается по спирали бортик из ткани, набитый ватой.

Рекомендуемые упражнения: ходьба по бортику (профилактика плоскостопия); ползание на четвереньках; прыжки с продвижением вперед на двух или одной ноге, прямо или боком; прокатывание мяча; метание в горизонтальную цель.

“Дорожка препятствий”. Изготовляется из ткани. Дорожка шириной 25–30см. и длиной 1–1,5м., на которую прикрепляются детали (“облака”, “листочки”, “цветы”, “кочки”) с помощью пуговиц. Легко трансформируется, может прикрепляться к стене. <Рисунок 4>

Рекомендуемые упражнения: прыжки с продвижением вперед на одной или двух ногах, прямо или боком (“с кочки на кочку”, “с облака на облако” и т.д.); ходьба “змейкой” между предметами (“не помни листочек”, “не наступи на цветочек” и т.д.); ходьба с высоким подниманием колена; метание в вертикальную и горизонтальную цель.

“Волшебные шнуры”. Изготовляется из любого шнура и сшитых из ткани различных пособий (“птички”, “яблочки”, “бабочки”, “рыбки” и т. д.). Закрепив концы шнура за крюки на противоположных сторонах зала, и подвесив к нему эти пособия (расстояние меняется от возраста детей), получаем забавное препятствие. <Рисунок 5>

Рекомендуемые упражнения: ползание на четвереньках между предметами; ходьба в полуприсяде, присяде; ходьба и бег “змейкой”; метание в подвижную цель; прыжки на двух или одной ноге с продвижением вперед.

“Гусенички”. Изготовляется из ниток, контейнеров от “Киндер сюрприз”. На нитку, длиной 30-40 см. нанизываются контейнера, голова “гусенички” оформляется бусинками. <Рисунок 6>

Рекомендуемые упражнения: ходьба, бег, прыжки, перешагивание, ползание, прокатывание мяча.

“Тоннель”. Изготовляется из металлических обручей и ниток. Обручи диаметром 60см., в количестве 5-6 штук, соединяются между собой нитками (техника “макраме”). <Рисунок 7>

Рекомендуемые упражнения: ползание, прокатывание мяча.

“Елочки и деревья”. Изготовляются из оргалита и проволоки. Плоскостные изображения елей и деревьев высотой 50см. крепятся на подставку с помощью металлического стержня и проволоки. Дополнительные детали из ткани (“яблоки”, “груши”, “цветы”, “шишки”) прикрепляются с помощью клея или двухстороннего скотча к плоскостным фигурам. <Рисунок 8>

Рекомендуемые упражнения: ходьба, бег, прыжки, ползание “змейкой”, прокатывание мяча, использование в подвижных играх, ориентиры.

“Лягушата на кочках”, “Ежики с яблоками”. Изготовляются из дерматина, ткани, ваты и пуговиц. “Бросалки” (“лягушки” и “яблоки”) выполнены в виде мягкой игрушки. “Кочки” и “ежики” выполнены в виде ковриков. <Рисунок 9>, <Рисунок 10>

Рекомендуемые упражнения: ходьба, бег, прыжки, ползание, метание в цель, ориентиры.

“Серсо”. Изготовляется из пластмассовых бутылок, шнуров и контейнеров от “киндер сюрприз”. Дно пластиковой бутылки отрезается, к крышке прикрепляется шнур с контейнером на конце.

Рекомендуемые упражнения: бросок и ловля. <Рисунок 11>

“Морское царство”. Изготовляется из шнура, ниток, ваты. К шнуру, длиной 3–4м. на нитках прикрепляются вязаные игрушки (“рыбы”, “водоросли”, “медуза”). Расстояние между игрушками может меняться от 40 до 70 см., количество игрушек может уменьшаться и увеличиваться <Рисунок 12>

Рекомендуемые упражнения: ходьба, бег, прыжки, ползание, метание в цель, метание в движущуюся цель.

“Двухсторонняя дорожка”. Изготовляется из ткани, липкой ленты. Дорожка длиной 3м. и шириной 30–40см. выполнена из ткани двух цветов: коричневая и голубая. С помощью липкой ленты на нее крепятся пособия, вырезанные из ткани: “рыбки”, “кочки”, “ежики”, “морские звезды”, “листики”, “божьи коровки” и т.д. <Рисунок 13>, < Рисунок 14>, <Рисунок 15>

Рекомендуемые упражнения: прыжки, перешагивание.

“Осьминог”. Изготовляется из ткани, ваты и проволоки. Голова “осьминога” выполнена из ткани, набита ватой и имеет круглую форму диаметром 40–50см., ноги “осьминога” (длина 100–120см.) выполнены из ткани, набиты ватой и внутрь вставлена проволока. <Рисунок 16>

Рекомендуемые упражнения: ползание, перешагивание, прыжки, прокатывание мяча.

“Цветочная поляна”. Изготовляется из пластмассовых бутылок или кегель зеленого цвета, банок из-под масляной смеси. Из бросового материала вырезаются “цветы” и шурупами крепятся к кеглям, по такому принципу делаются и “грибы”. < Рисунок 17>

Рекомендуемые упражнения: ходьба, бег, прыжки, ползание, ОРУ, вспомогательные ориентиры, прокатывание мяча или обруча.

“Пеньки”. Изготовляются из жестяных банок, ткани, ниток. Жестяные банки обтягиваются тканью коричневого цвета. Сверху на пеньки можно посадить “грибочки”, “паучка”, “бабочку”, выполненных в технике вязание крючком. <Рисунок 18>, <Рисунок 19>

Рекомендуемые упражнения: ходьба, бег, прыжки, ползание, перешагивание, прокатывание мяча или обруча, вспомогательные ориентиры.

“Каменная дорожка”. Изготовляется из досок, морской гальки, цемента и мебельного лака. Из досок сбивается деревянный каркас длиной 100см., шириной 30см., к нему с помощью раствора крепятся камни. Все покрывается лаком. <Рисунок 20>

Рекомендуемые упражнения: профилактика плоскостопия.

“Цветик-семицветик”. Изготовляется из ткани, оргалита, пуговиц. Из ткани изготовляются лепестки, которые наполняются: песком, мелкой галькой, фасолью, горохом, ватой, пенопластом, рисом. Лепестки с помощью пуговиц крепятся к сердцевине диаметром 40см., которая выполнена из оргалита и на ней есть петельки. <Рисунок 21>

Рекомендуемые упражнения: профилактика плоскостопия.

“Цветные колечки”. Изготовлены из пробок от пластмассовых бутылок и толстой проволоки. Из проволоки сгибается обруч диаметром 50-60см., на который нанизываются пробки. По такому же принципу изготовляется и “Волшебный круг”. Его диаметр может быть от 1,5 до 3м.

<Рисунок 22>, <Рисунок 23>

Рекомендуемые упражнения: прыжки на двух и одной ноге, метание в цель, ОРУ, пролезание, подвижные игры и игры-эстафеты.

“Цветные палочки”. Изготовлены из мягкой ткани (красного, зеленого, желтого, синего цвета) и липкой ленты. Ткань размером 40х40см. сворачивается в жгут и сшивается, на концы полученной палочки пришивается липучка, так, чтобы свернув эту палочку и закрепив липучку, из нее получилось колечко. <Рисунок 24>

Рекомендуемые упражнения: ОРУ, прыжки.

Конспект занятия в старшей группе “Цветные палочки”.

Задачи: Учить детей забрасывать кольцо на “цаплю”. Обратить внимание на технику выполнения броска (прицеливание, замах и бросок). Упражнять в прыжках правым и левым боком через предметы. Отрабатывать толчок (одновременно двумя ногами) и приземление (на полусогнутые ноги). Закрепить умение ползать на четвереньках между предметами. Развивать физические качества. Создать веселое настроение у детей, желание заниматься физкультурой.

Пособия: цветные палочки по количеству детей, 3 флажка на подставках (красный, зеленый, синий), 8 “цветов”, “волшебный круг”.

План – конспект:

I. Дети берут цветные палочки, по желанию выбирая цвет.

Игра “Внимание” – перестроение по цвету (все сини, все красные, все зеленые, в чередовании цветов)

Ходьба на носках (из палочки сделать колечко и положить его на голову), ходьба на пятках (колечко в вытянутых перед собой руках), ходьба с высоким подниманием колена (колено поднимать до палочки, которая находиться в вытянутых впереди руках), подражательные движения “машина” (кольцо-руль), бег обычный, боковой галоп, подскоки, перестроение в 2 колонны.

II. ОРУ с цветными палочками

“Подтянись” и.п. ноги вместе, палочка в опущенных руках.

1 – поднять палочку вверх над головой, подняться на носки,
2 – вернуться в и.п. (6–8 раз.)

“Повороты” и.п. ноги на ширине плеч, палочка лежит на плечах.

1 – поворот туловища вправо (влево),
2 – вернуться в и.п. (6–8 раз.)

“Приседание” и.п. стоя на коленях, палочка в опущенных руках.

1 – сесть на пятки, палочку вытянуть вперед,
2 – вернуться в и.п. (6–8 раз.)

“Наклоны” и.п. ноги на ширине плеч, палочка за спиной в опущенных руках

1 – наклон туловища вперед, палочку поднять вверх,
2 – вернуться в и.п. (6–8 раз.)

“Лодочка” и.п. лежа на животе, ноги вместе, палочка в вытянутых над головой руках

1 – прогнуться в спине, поднимая вверх руки и ноги,
2 – вернуться в и.п. (6 раз с перерывом.)

“Прыжки” ноги вместе, ноги врозь, в чередовании с ходьбой.

Основные движения:

1. “Цапля” – забрасывание кольца на цаплю. Дети делают из палочки колечко (3 подгруппы по цвету).
2. “Белочка” – прыжки через палочку, лежащую на полу, правым и левым боком (фронтальный).
3. “Черепаха” – ползание на четвереньках “змейкой” между “цветами” с колечком на спине (поточный).
4. “Чье звено быстрее соберется?” (по цвету) Игра проводиться 3–4 раза.

III. Профилактика плоскостопия: ходьба по волшебному кругу, поднимание его, зажав стопами.

Итог и анализ занятия.

Конспект физкультурного занятия в средней группе “Мы веселые зайчата”.

Задачи: учить детей перепрыгивать через предметы на двух ногах. Упражнять в прокатывании мяча до цели. Закрепить умение выполнять подражательные движения. Развивать ловкость, выносливость, меткость, двигательную активность у детей. Формировать эмоционально – положительное отношение к движениям.

Пособия: нестандартное оборудование (листочки, елочки), шапочки зайчиков, дорожки для профилактики плоскостопия, корзинка, полоски бумаги зеленого цвета.

План – конспект:

I. “Дети давайте вместе придумаем и сыграем сказку. Живут в лесу зайчики. Есть у них зайчиха – мама (надевают шапочки). Проснулись зайчики утром, а мама им говорит: “Заиньки, мы пойдем сегодня в дальний лес за самой вкусной заячьей капустой. Согласны? Тогда отправляемся в путь”

Вводная ходьба, ходьба на носках (слушаем волка), ходьба в полуприсяде (прячемся от лисы), ходьба “змейкой” между деревьями и елочками (путаем следы), бег.

II “Давайте теперь сделаем заячью зарядку. Вот какая у нас красивая полянка, на ней мы будем делать зарядку”. ОРУ без предмета.

“Зайчики слушают” и.п. ноги вместе, кисти рук приставлены к голове, как ушки зайчика

1 – наклон головы вправо (влево),
2 – и.п. (5–6 раз.)

“Зайки смотрят” и.п. ноги на ширине плеч, руки за спиной

1 – наклон туловища вправо (влево),
2 – и.п. (5– 6 раз.)

“Зайчики прячутся” и.п. ноги слегка расставлены, руки на поясе

1 – присесть, кистями рук закрыть глаза,
2 – и.п. (4–5 раз.)

“Где мой хвостик” и.п. ноги на ширине плеч, руки опущены

1 – поворот туловища в сторону, посмотреть назад,
2 – и.п. (5–6 раз.)

“Прыжки” на двух ногах подскоки на месте в чередовании с ходьбой.

Основные движения:

1. “Через листок”. Прыжки на двух ногах через предметы. Способ организации поточный 3–4 раза через 4 листика, поочередно через каждый.
2. “Зайки играют”. Прокатывание мяча до елочек и деревьев из положения сидя на пятках. Способ организации фронтальный.
3. Подвижная игра “Найди себе пару” (4–5 раз).

III. Профилактика плоскостопия. Дети проходят по дорожке со следами, пуговицами, массажеру и собирают “заячью капусту” (полоски бумаги зеленого цвета), которую складывают в корзину.

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе “Морской мир”.

Задачи: Учить детей прыгать на двух ногах через предметы. Упражнять в ползании на четвереньках между предметами. Закрепить умение прокатывать мяч в цель. Продолжать учить детей играть в игры-эстафеты. Развивать физические качества. Создать веселое, радостное настроение у детей. Закрепить знания детей о морских обитателях.

Пособия: нестандартное оборудование (рыбки на шнуре, морские звезды на кубиках, осьминог), пособия для профилактики плоскостопия (камни, сундучок), 2 скамейки, сигнальные карточки.

План – конспект:

“Сегодня мы отправимся в морское путешествие, в подводный мир на батискафе. Но для начала мы сделаем разминку”.

I. Вводная ходьба, ходьба на носках и пятках в чередовании, ходьба и бег парами, ходьба и бег врассыпную (на внимание по сигнальным карточкам)

II. ОРУ на скамейках (батискафы)

“Закрываем батискаф” и.п. стоя, скамейка между ног, руки опущены.

1 – поднять руки вверх, потянуться,
2 – и.п. (8–10 раз.)

“Смотрим за приборами” и.п. стоя, скамейка между ног, руки на поясе.

1 – поворот туловища вправо (влево),
2 – и.п. (8 раз.)

“Приседание” и.п. стоя, скамейка между ног, руки на поясе.

1 – присесть на скамейку, положить руки на плечи, впереди сидящего ребенка,
2 – и.п. (8 раз.)

“Наблюдаем в иллюминатор” и.п. сидя верхом на скамейке, руки на плечах впереди сидящего ребенка.

1 – наклон туловища вправо (влево),
2 – и.п. (8 раз.)

“Разминаем ноги” и.п. стоя, лицом к скамейке, руки на поясе

1 – поставить правую ногу на скамейку, погладить ее,
2 – и.п.,
3 – поставить на скамейку левую ногу, погладить ее,
4 – и.п. (8–10 раз.)

“Прыжки” на двух ногах вокруг скамейки, в чередовании с ходьбой.

Основные движения:

1. “Не наступи на морскую звезду” – прыжки на двух ногах через морские звезды, которые лежат на кубиках (высота кубика 10–15см., 5–6 штук). Способ организации поточный.
2. “Не спугни рыбок” – ползание на четвереньках между предметами (шнурок с висящими на нем рыбками 6–7 штук). Способ организации поточный.
3. “Угости осьминога” – прокатывание мяча в цель. Способ организации поточный.
4. “Игры – эстафеты” с использованием нестандартного оборудования 2–3 игры.

III. Профилактика плоскостопия. Ходьба по морскому дну (по дорожке с камнями, по массажерам).

Игра “Собери сокровища” – дети при помощи пальцев ног собирают разбросанные по полу мелкие предметы.

Возвращение с путешествия. Анализ занятия.