Урок русского языка с деятельностным подходом "Логическое ударение". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формировать учебно-познавательный интерес к способу постановки логического ударения на основе анализа предложения с выделением существенных признаков для правильного нахождения и расстановки логического ударения в предложении.

Задачи:

  • формировать представление о логическом ударении и его значении для точности передачи смысла предложения;
  • ввести в активный словарь термин “логическое ударение”;
  • познакомить с правописанием новых слов с непроверяемыми безударными гласными;
  • закрепить умение составлять предложение из группы слов;
  • развивать мышление: умение выделять главное, делать обобщенные выводы, частичной постановки проблемы и ее решения;
  • развивать речь: обогащать, уточнять словарный запас, формировать связную речь;
  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, аудиозаписи, карточки для групповой работы, карточки для парной работы, слоговые таблицы, оценочные листы, сигнальные карточки, учебники, тетради, словарики.

Ход урока

I. Организационный этап

Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Мотивационный этап

- Мне бы хотелось начать урок стихотворением “Счастье”:

Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Пекарю – горы душистого хлеба,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.

- А что для счастья нужно ученикам?

- Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.

- А поможет нам в этом народная мудрость: “Не торопись отвечать, торопись думать”.

- Как понимаете пословицу?

- С помощью “Лестницы успеха” вы сможете оценить свою работу на уроке.

III. Словарная работа

- Расшифруйте слова (игра “Шифровщик” с помощью слоговых таблиц):

12, 34, 45 (сапоги) 32, 22, 1 (солома)

- Есть ли “опасные” места в этих словах? Объясните правописание.

- Проговорите орфографически. Запишите в словарики.

- Образуйте однокоренные слова.

IV. Чистописание

- Что общего в написании словарных слов?

- Написание какой буквы повторим? (“эс”)

- Какая закономерность наблюдается в написании?

- Пропишите, продолжив закономерность.

V. Этап актуализации знаний

- Прочитайте группу слов. (в, году, этом, весна, рано, наступила?)

- Является ли данная группа предложением? Почему? Составьте предложение.

(Весна в этом году наступила рано?)

- Запишите предложение, разберите его по членам предложения, дайте характеристику.

(два ученика работают у доски, проверка с помощью сигнальных карточек)

VI. Постановка темы, целей урока с использованием подводящего диалога

- Послушайте мелодию.

(звучит мелодия “Волшебные звуки природы”)

- Для какого времени года характерны эти звуки?

(для весны)

- Я задала один вопрос и получила на него один верный ответ.

- Какие услышали звуки?

(журчание воды, пение птиц)

- Я задала один вопрос и получила на него несколько верных ответов.

- Почему возникла такая ситуация?

(каждый вопрос понял по-своему, нечетко сформулирован вопрос, возможны разные варианты ответов)

- Вернемся к предложению. Ответьте на вопрос: Весна в этом году наступила рано?

(В этом году наступила. Да, рано наступила. Да, весна наступила)

- Почему возникли разные варианты ответов?

(это зависит от того, какое слово выделяем голосом)

- Как можно добиться конкретного ответа на поставленный вопрос?

(в вопросе голосом выделять нужные слова)

- Как называется такое явление в русском языке, когда голосом выделяем нужное слово?

(логическое ударение, учебник стр. 74)

- Определите тему урока.

(логическое ударение)

- Запишите тему в тетрадь.

- Какие цели поставим перед собой?

(дать определение…, научиться выделять…; развивать…; воспитывать…)

VII. Физминутка

VIII. Этап открытия новых знаний

- Для достижения поставленных целей выполним задание.

Для этого объединитесь в 4 группы.

- Прежде, чем приступите к выполнению задания, хочу напомнить вам народную мудрость: “Не торопись отвечать, торопись думать”.

Каждой группе дано предложение:

Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Задание 1 группе: прочитайте предложение так, чтобы было понятно, что действие происходит весной, подчеркните нужные слова.

Задание 2 группе: прочитайте предложение так, чтобы было понятно, что именно ветерки запахли, подчеркните нужные слова.

Задание 3 группе: прочитайте предложение так, чтобы было понятно, что запах появился, подчеркните нужные слова.

Задание 4 группе: прочитайте предложение так, чтобы было понятно, что чувствуется запах травы и птичьих гнезд, подчеркните нужные слова.

- Что помогло точно выразить мысль, идею предложения?

(логическое ударение)

- Какой вывод можно сделать?

(логическое ударение необходимо для четкой постановки вопроса, для передачи основной мысли предложения)

- Прочитайте определение “логического ударения”.

(стр. 75)

IX. Этап первичного закрепления

Комбинированное задание из учебника: стр. 74, 75 упр. №49, №50 по карточкам для парной работы.

Пара учеников, первая выполнившая задание, выступает в роли консультантов в классе.

X. Итог урока

- С каким новым понятием в русском языке сегодня работали?

- Что значит поставить логическое ударение?

- Какова роль логического ударения в речи?

XI. Рефлексия

Содержания учебного материала

- Продолжите фразу: я понял(а), что…, у меня получилось…, теперь я смогу…

Деятельности

- Оцените свою работу, используя оценочный лист “Лестница успеха”.

- Расскажите о своих успехах.

XII. Домашнее задание

Правило стр. 75, стр. 77 упр. №54

- Спасибо за урок.