Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Программные задачи:
– уточнить и расширить знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека;
– познакомить с круговоротом воды в природе;
– развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения свойств воды;
– развивать речь, мышление, любознательность;
– прививать бережное отношение к воде, как к основному природному ресурсу.

Оборудование: иллюстрации, изображающие использование воды человеком, схема с изображением круговорота воды в природе, полоски ткани для моделирования, оборудование для проведения опытов.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой “Вы слыхали о воде?”

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

– Для чего нужна вода; как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, моем пол, поливаем цветы.)

Воспитатель просит детей подумать: откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. Подчеркивает, что в кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

– А как вода попадает в реку?

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе “ходят”, движутся по кругу, объясняет, как это происходит.

– А как же образуется речка, хотите узнать?

Моделирование из ткани.

– На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

– Хотите сделать свою большую реку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную речку. Остальные – узкие и короткие – в ручейки. Расположите полоски так, чтобы ручейки впадали в большую реку.

– Вот как много воды, но ее надо беречь.
– Дети, как нужно относиться к воде? (Бережно, не оставлять без надобности открытые краны.)
– А сейчас приглашаю пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? (Ответы.)
 

– Правильно, проводят опыты, эксперименты. Представьте себе, что вы юные ученые. Вспомните, как можно работать в лаборатории. (Нужно быть аккуратными, внимательными и работать осторожно.)

Опыт 1. “Вода прозрачная”.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт 2. “У воды нет вкуса”.

Перед детьми стоят стаканы с водой и соком. Воспитатель предлагает попить воды (через соломинку). Спрашивает, есть ли у нее вкус? Какой вкус у воды? Дает для сравнения попробовать сок. Еще раз вместе с детьми пробует воду.

Вывод: У воды нет вкуса.

Опыт 3. “Вода жидкая, может течь”.

Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Предлагает аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 4. “Вода не имеет формы”.

Предложить детям рассмотреть кусочек льда. (Лед это твердая вода.) Какой формы кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком, до тех пор, пока не растает. Предложить детям налить воду в кувшин, в тарелку, в стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.

Вывод: Вода не имеет формы.

– Предлагаю поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь.) Воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.
– Я – буду мамой Тучкой, а вы – моими детками – Капельками дождя, нам пора отправляться в путь. (Звучит музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама Тучка показывает, что им надо делать.)
– Полетели капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу.) Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх. (Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх.) Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. – Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Итог занятия.

Список литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство “Учитель”, 2002.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.