Занятие "Путешествие в снежную страну"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель – формирование правильного артикуляционного уклада звука “c”, знакомство с буквой “c”.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить четкую артикуляцию звука “c”;
  • закрепить умение давать характеристику согласного звука с опорой на схему;
  • автоматизация звука “c” в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие фонематического слуха;
  • активизация словаря;
  • развитие связанной речи;
  • развитие психических процессов.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к родному языку;
  • воспитание умения радоваться своим успехам и успехам товарищей;
  • воспитание доброжелательного отношения к людям;
Название этапа занятия Содержание этапа занятия
Организационный.

Цель – создание психологического настроя на учебную деятельность, снятие тревоги и неуверенности.

Здравствуйте, дети! Мы можем радоваться и огорчаться, веселиться и грустить. От того, какое у нас настроение, зависит, как мы будем разговаривать друг с другом, играть. Давайте улыбнемся друг другу и расскажем о своих радостях. У кого в руках мячик, пусть подбросит его и скажет: “Я радуюсь, когда…”.
Актуализация знаний. Цель – выявление умения определять первый звук в слове. Ребята, а что это у нас? Это мешочек, не простой, волшебный. Давайте наощупь будем доставать предметы и определять первый звук в их названии.

Игра “Волшебный мешочек”. Дети достают предметы и определяют, с какого звука начинается слово (сова, снегирь, снежинка, снегурочка).

Основной.

Цель – формировать правильный артикуляционный уклад звука, автоматизация звука.

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это Снеговик. Он поможет нам правильно произносить звук “с”.

Игра “Путешествие в Снежную страну”. Снеговик приглашает детей в путешествие по Снежной стране. Страна волшебная, в ней любят зимние слова и звук “с”. Снеговик устал и просит охладить его (подуть). Дети упражняются в выработке правильного речевого дыхания. У детей кусочки ваты. Это снежинки. Ребенок кладет ватку на ладонь, а затем сдувает ее с руки. Вдох через рот, выдох плавный, длительный через нос.

Мы подуем высоко: с-с-с
Мы подуем низко: с-с-с
Мы подуем далеко: с-с-с
Мы подуем близко: с-с-с

Снеговик доволен.

Дети, возьмите в руки зеркало, произнесите звук “c”, расскажите, что делают в это время губы, зубы, язык. Какая воздушная струя? (сильная, холодная).

Детям предлагается карточка-схема и маленькое зеркало. Уточняется правильная артикуляция звука “c”:
– губы в улыбке, видны зубы;
– зубы сближены на расстояние 1–2 мм;
– широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
– посередине сильная воздушная струя.

Дети работают со схемой и определяют, что звук “с” – согласный (не поется, есть преграда-замочек), глухой (нет звоночка), твердый.

Снеговик уточняет, на каком транспорте можно попасть в волшебную страну. В названии транспорта обязательно должен быть звук “c”. Сани, самолет, снегокат, самосвал, самолет, самокат.

Давайте представим, что мы летим на волшебных санях. Звучит музыка. Дети закрывают глаза. Представляют, что летят на волшебных санях. Прилетели, открыли глаза и оказались в царстве Снегиря. Он предлагает поговорить на своем языке. Дети индивидуально повторяют за педагогом слоговой ряд:

са-са-со со-са-са
са-са-сы со-со-сы
са-са-су сы-сы-са

Появляется Сова. Она просит детей помочь составить телеграмму. Дети сами сочиняют чистоговорки.

Са-са-са – летит оса!
красивая коса!
рыжая лиса!
Со-со-со – у Сони колесо!
сломалось колесо!
Сы-сы сы – не боимся мы осы!
лисята у лисы!

Молодцы! Все хорошо поработали. А теперь Снеговик приглашает нас отдохнуть и повеселиться.

Физкультминутка.

Вот снежинки вниз летят (руки вверх, вниз)
На дома и на ребят (кисти рук)
Мы на улицу пойдем (ходьба по кругу)
И в снежки играть начнем (наклоны)
Падай, снег, веселей (руки вверх, вниз)
Будет все кругом белей (движении руками)
Мы снежинки, мы пушинки (повороты)
Покружиться мы не прочь (круговые движения)
Мы снежинки – балеринки (круговые движения)
Мы танцуем день и ночь (взмахи руками).

Ребята, вы любите фантазировать?

Снеговик предлагает детям изобразить Снежную страну. Обязательно использовать картинки, в названии которых, есть звук “с”.

Я думаю, что в Снежной стране:
– светит солнце;
– падают снежинки;
– живет Снеговик, Снегурочка;
– дети катаются на санках и снегоходах;
– летают снегири;
–живут в норе лиса и лисята.

Снеговик дарит детям волшебные мешочки с орехами. Педагог спрашивает детей: “У вас есть своя фотография?”. У звука “c” тоже есть своя фотография – буква “c”? Она обозначает звук “c” на письме. Давайте пофантазируем, на что похожа буква “c” (бублик, месяц, подкова, телефонная трубка). Дети выкладывают букву с помощью орехов.

Контрольный.

Цель – закрепление правильного произношения звука в скороговорке.

Все правильно произносят нащ звук?А как это проверить? Для этого произносят скороговорки.

Заучивание скороговорки:

Сыпь, сыпь снег, снег, посыпай всех, всех

Рефлексия.

Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение? Что понравилось больше всего? Если понравилось, подарите Снеговику снежинку.