Внеклассное мероприятие по теме "Прощай, азбука!"

Разделы: Внеклассная работа


Вот азбука -
Начало всех наук,
Ведь слова рождаются из букв
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ.

- Ребята, мы собрались на праздник, который посвящён прощанию с нашей первой книгой "Азбукой". Скажем ей "Спасибо!".

Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы.

С.Михалков. Азбука.

Ты эти буквы заучи
Их три десятка с лишком,
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,
Растениях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроют путь от "А" до "Я".

Выступление первоклассников.

1. Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый первый лучший класс.

2. Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.

3. Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли,
Раскрыли школьную тетрадь.

4. Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу.
Мы научились все читать
Все мы сегодня говорим:
"За всё тебя, Азбука, благодарим!".

- Раньше много-много лет назад, у детей не было ни азбук, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад братья Кирилл и Мефодий (фото) создали первую азбуку - кириллицу. Потом она изменилась и постепенно появилась первая печатная книга для детей "Азбука".

Прапрадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй.
Строй, как строй, да не простой -
Он зовётся азбукой.

- Почему так назвали учебник "Азбука"? Всё очень просто: сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ... А раньше букву а называли "Аз", б - "Буки", в - "Веди"... (показать кириллицу).

Так и получилось название от первых букв алфавита Аз, Буки - Азбука. Сегодня мы немного попутешествуем по городу Букваринск. Нам встретятся станции: Алфавитово, Загадкино, Кроссвордная, Шифровальная, Бюро находок.

Остановка на станции Алфавитово. (Дети читают стихи о буквах)

33 родных сестрицы.
Писанных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва,
Начинаются на А.

Астра, азбука, айва
И кончаются на А.

Б. Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

В. Вот буква В
Видна вдали - красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.

Г. Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

Д. Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.

Е. Е на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась.

Ё. Е и ё родные сёстры,
Различать сестёр не просто,
Но у буквы ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.

Ж. Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж!

З. З - не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.

И. Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
- Сколько здесь дощечек?
- Три!
- А какая буква?
- И.

Й. Букву Й зовут "и кратким".
Й, как и в твоей тетрадке.
Чтобы Й не спутать с И,
Сверху галочку пиши.

К. Это Ж, а это - К.
Целый жук
И пол жука.

Л. Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.

М. Взявшись за руки
Мы встали
И на М похожи стали.

Н. На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.

О. Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
В старом дереве дупло, ну совсем,
Как буква О.

П. На хоккее, на футболе,
Буква П - ворота в поле.

Р. - Дрожу со страха
До сих пор! - воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно.

С. Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.

Т. Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.

У. Удобная буква!
Удобно в ней то, что можно на букву
Повесить пальто.

Ф. Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.

Х. Х - забавная игрушка, деревянная вертушка,
Ветра вольного подружка.

Ц. Вот буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок - царапка,
Как кошачья лапка.

Ч. Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Ш. Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

Щ. На расчёску Щ похожа,
Три зубца всего?
Ну что же?

Ъ. Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик - Ъ,
Чтобы не облиться.

Ы. Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны.

Ь. Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась.

Э. Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.

Ю. Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось,
Получилась буква... Ю.

Я. Я сказала про себя:
- Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит.
Гол! Закончен алфавит!

- Продолжаем наше путешествие. На станции "Кроссвордная" мы отгадаем кроссворды, ребусы, интересные задачи. Но прежде проверим, что вы знаете о буквах и звуках.

Ель, топор, лопата, руки -
В каждом слове слышны звуки
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребёнка качать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

- Однажды буквы заблудились и стали друг друга заменять и вот что из этого вышло.

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла буква – озорница
Очень странные дела
Начали твориться.

1. Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной!

2. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!

3. Старый дедушка Пахом
На косе скакал верхом.

4. Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.

5. На виду у детворы крысу красят маляры.

6. Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.

7. Мама с бочками пошла
Прогуляться вдоль села.

8. Забодал меня котёл,
На него я очень зол.

А теперь отгадаем кроссворд.

1. Я тяжёл для неумелых рук,
А в руках умелых стук да стук.
Я хороший друг для умелых рук.

2. Чёрен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног, да без копыт.
Летит жужжит, сядет замолчит. (Жук)

3. Зелен и густ
Стоит на грядке куст,
Покопай немножко,
Под кустом... (Картошка)

4. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк. (собака)

5. Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)

6. В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист
"Здорово, дрозд-приятель!"
И подпись ставит... (Дятел)

7. Длинноклювый, длиннокрылый,
Белый с чёрною каймой.
Встал на крыше он высокой,
Возвратясь к себе домой. (Аист)

8. Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза)

9. Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны-корабли. (Вода)

10. Эй, звоночки, синий цвет
С языком, а звону нет. (Колокольчик)

- Продолжаем наше путешествие по городу Букваринск. Теперь отправляемся на стацию "Шифровальная". Чтобы разгадать эти слова, надо буквы поставить в правильном порядке.

Ь И Б И Л У Н Д К (будильник); Т Ы Ф К У Р (фрукты);

Б А Б А А Р Н (барабан); К Е Ц В О Т (цветок);

А К Ш У Б А Б (бабушка); А О С Н В М О Т К (космонавт).

- Молодцы! Теперь без проблем мы отправляемся на следующую станцию "Бюро находок". На прощанье буквы решили пошалить и разбежались по листочку, а ведь раньше из них можно было составить несколько слов. Давайте их найдём.

Ш О Б С Л Е А Н У Ь (шуба, осень, оса, слон...)

В С Л О П Н Е Т К Г А (снег, весна, поле, кот, сено, лето...)

- А вот и станция " Загадкино". Догадались, чем займёмся здесь?

1. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! (Цветные карандаши)

2. До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал мне кто бы пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)

3. Эта буква так кругла -
Укатиться бы могла... (О)

4. Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка)

5. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, пляж.
Что же это? (Карандаш)

6. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу. (Б)

7. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3. (З)

8. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)

9. Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок. (И)

10. Чёрные, кривые, от рождения немые,
Встанут в ряд - сейчас заговорят! (Буквы)

11. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает! (Книга)

Дети читают стихотворение В.Берестова "Читалочка".

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай ещё страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

- Молодцы, ребята! Давайте на прощанье ещё раз скажем спасибо "Азбуке", родителям, учителю.

Скажем, "здравствуй!" нашему новому учебнику "Литературное чтение".

(Подготовленный ученик от имени нового учебника читает стихотворение)

- Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы помнили мою просьбу: Я добрый друг и спутник твой,

Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.

Меня в обложку оберни,
Где взял меня туда верни.
Запомни, я - твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Утренник заканчивается чаепитием.