Итоговый урок по проекционному черчению с ИКТ

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (706 кБ)


Курс черчения в основной школе направлен на обучение школьников чтению чертежей, самостоятельной разработке чертежей несложных деталей, а так же на развитие способностей к решению творческих задач с элементами конструирования. Чтобы реализовать эти цели при подготовке к занятиям учитель должен грамотно организовать работу на уроке, применять приемы и средства обучения, которые способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их пространственных представлений и обеспечивают практические умения и навыки при выполнении и чтении чертежей.

Одним из самых современных средств обучения, которое помогает реализации основных целей обучения, является применение на уроках авторских и адаптированных методик использования средств ИКТ, использование электронных образовательных ресурсов как источник дополнительной информации по предмету.

Имея пятилетний опыт использования средств ИКТ на уроках, я пришла к выводу, что верное применение этих средств, в чередовании с другими методиками, очень эффективно.

Описание урока, который я представила в данной статье, является четвертым в организации уроков по теме «Проецирование предметов на три плоскости проекций» в 8 классе и проводится с использованием презентаций Power Point. К этому моменту дети располагают определенным запасом знаний и умений по построению трех видов предметов по наглядному изображению, по дополнению чертежей недостающими линиями и нанесению размеров на три вида предмета. При подготовке к уроку были использованы учебные пособия и задачники авторов Е.А.Василенко, Н.А.Гордеенко, И.С.Вышнепольского, В.Н.Виноградова, В.В.Степаковой, Л.А.Барановой, А.Д.Ботвинникова, Н.Г.Преображенской и др.

Цели урока:

  • Учебные:
    • закрепление знаний по теме «Проецирование предмета на три плоскости проекций»;
    • закрепление знаний по теме «Нанесение размеров»;
    • подготовка к графической работе.
  • Развивающие:
    • развитие воображения, пространственного и логического мышления;
    • развитие умений анализировать геометрическую форму предметов;
    • развитие практических навыков черчения и навыков самостоятельной работы.
  • Воспитательные:
    • привитие умения слушать человека, быть тактичным с окружающими людьми;
    • привитие аккуратности;
    • развитие активной жизненной позиции.

Задачи урока:

  • Закрепление понятий и навыков построения трех видов предмета.
  • Закрепление умений грамотного чтения чертежей.
  • Развитие умений применять сформированные представления для решения задач.

Оценивание работы учащихся на данном уроке осуществляется тремя способами:

за письменную работу (Чертежное лото) и за выполнение чертежа предмета с исправлением допущенных ошибок каждый ребенок получает оценку, которую он увидит на следующем уроке в своей индивидуальной карте. За устную работу детям выдаются «жетоны» разного достоинства, в конце урока каждый ученик подсчитывает количество баллов, соответствующее «заработанным жетонам» и вносят это число в свою индивидуальную карту (Приложение 1). Учитель объявляет количество баллов, необходимое для получения оценок «5», «4» и «3», учащиеся вносят свои оценки в соответствующую графу индивидуальной карты. В классный журнал оценки за устную работу учитель выставляет по желанию детей: если ребенку не удалось за один урок набрать баллов на оценку «4», ему дается возможность «добрать» на следующем уроке или использовать баллы, полученные на предыдущем уроке.

Оснащение урока

  • Классная доска:
    • на центральной части доски: дата и тема урока; меловой чертеж;
    • чертежные инструменты для учителя, цветной мел.
  • Рабочее место учителя:
    • план урока, учебник по черчению;
    • мультимедийная система;
    • модели 3-4 деталей;
    • чертежное лото;
    • жетоны.
  • Рабочие столы учащихся:
    • дневник, учебник, рабочие тетради;
    • индивидуальные карты учащегося (Приложение 1);
    • чертежные инструменты;
    • карточки для чертежного лото;
    • таблички для записи ответов при работе с чертежным лото.

ХОД УРОКА

Урок начинается с объявления основной цели урока: закрепление знаний и умений по построению трех видов предметов с нанесением размеров, подготовка к графической работе. Здесь же учитель объявляет систему оценки работы учащихся на уроке.

Повторение материала

Устный опрос ведется фронтально, учащиеся отвечают по желанию, за каждый правильный ответ ученик получает красный или коричневый «жетон», что зависит от сложности вопроса. Во время устного опроса необходимо вспомнить основные плоскости проекций, понятие проекции предмета, понятие вида, количество основных видов и выбор главного вида. Затем детям предлагаются наглядные изображения нескольких моделей для определения направления главного вида (слайд 1). Ответы учащихся комментируются.

После фронтального опроса учитель поэтапно напоминает классу о различных видах работ с основными видами, которые ребята уже освоили. Устное повторение на этом этапе урока проводится тоже с использованием «жетонов» и в соответствии с презентацией.

–  По наглядным изображениям предметов определить соответствующие им виды  (Слайд 2). Чертежи всех предметов выводятся на экран одновременно, наглядные изображения – поочередно. После верного ответа, на экране появляется этот ответ, затем появляется следующее наглядное изображение.

– По наглядному изображению предметов выбрать соответствующие им виды (Слайд 3). На этом слайде к двум заданным предметам надо подобрать три вида из девяти заданных и расположить их в проекционной связи. После устных ответов учащихся виды занимают свое положение на чертеже (щелчки мышью). Учащимся рекомендуется ответить на вопрос: принадлежат ли оставшиеся три вида одному предмету? А, два вида, какие?

– По заданным видам предметов определить их наглядные изображения (Слайд 4). Наглядные изображения выведены на экран одновременно, виды выводятся поочередно.

На этом этапе урока обычно снижается учебная активность учащихся, поэтому  необходима смена деятельности. Учитель предлагает классу чертежное лото, которое представляет собой набор карт в количестве 50 вариантов (Рис.1), на которых заданы чертежи предметов; набор наглядных изображений предметов (их в комплекте тоже 50 штук), которые с определенной периодичностью выводятся на экран. Примеры  наглядных изображений представлены на слайде № 5. Учитель называет номера наглядных изображений, дети ищут предмет в своем варианте карты чертежного лото и записывает ответ в ту часть приложения к карте (рис. 2), которой соответствует место расположения предмета на самой карте.

Рис. 1. Пример одного из вариантов карты чертежного лото.

5

11

25

7

38

49

19

2

45

№ 7

Иванов Юра, 8 А

Рис. 2. Пример заполнения приложения к карте чертежного лото

Этот вид  работы всегда активизирует детей и дает возможность проявить свои знания и получить оценку за урок. Затем проводится короткая физ.минутка. В это время проектор отключается.

Следующий этап урока отводится для повторения алгоритма дополнения чертежа предмета недостающими линиями (Слайд 6). Учитель напоминает детям алгоритм выполнения подобной работы, и, используя ответы учеников, достраивает недостающие линии, параллельно поощряя активность детей «жетонами».

В целях экономии времени урока повторение правил нанесения размеров на чертеж предмета осуществляется при проверке домашнего задания (Слайд 7). Выбор главного вида, построение остальных видов и нанесение размеров проводится по алгоритму.  В качестве закрепления теоретического материала по всем затронутым на уроке вопросам классу предлагается найти и исправить ошибки чертежа (Слайд 8). Сначала дети видят на экране чертеж без нанесенных на него размеров, определяют по алгоритму ошибки в построении линий, затем на экран выводятся размеры, при постановке которых были допущены ошибки.

Дети должны определить эти ошибки и предложить верный вариант. Обсуждение и все действия по выполнению данного задания проводятся под руководством учителя, который поощряет активность ребят. После обсуждения и исправления ошибок чертеж возвращается в исходное состояние (Слайд 9) и классу предлагается выполнить его в рабочих тетрадях с учетом исправленных ошибок. В конце урока учитель собирает рабочие тетради на проверку.

При правильной организации предыдущих уроков на выполнение письменного задания остается достаточно времени. Урок заканчивается выдачей домашнего задания и инструктажем по его выполнению.