Групповая лаборатория "Описание опыта работы"

Разделы: Работа с дошкольниками


“На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний”. К.Н.Венцель

Дети дошкольного возраста являются исследователями окружающего мира. Именно в опытно-экспериментальной деятельности создаются условия для ребенка, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Опыты и эксперименты, как и игровая деятельность, способствуют развитию целостной личности ребенка. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в своей группе мы оборудовали маленькую “исследовательскую лабораторию”, где представлены различные материалы и предметы для исследования:

природный материал: камушки, ракушки, песок, шишки, перышки, листья;

бросовый материал: проволока, различные крышки, кусочки меха, ткани, пуговицы, бусины и др.;

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, магниты, различные сосуды;

гвоздики, болты, гайки, скрепки и т.п.;

разные виды бумаги: картон, копировальная бумага, наждачная, писчая;

крупы, красители пищевые и непищевые (гуашь, акварель);

деревянные и металлические палочки, шприцы без игл, пипетки, резиновые груши, мерные ложки, тазики;

воздушные шарики, поролоновые губки, свечки, зеркала, цветные и прозрачные стекла, мыльные пузыри, кусочки мыла и др.;

наборы “Стекло и изделия из стекла”, “Бумага”, “Строительные материалы”, “Пластмассы”, “Волокна” и т.д.

При оборудовании нашей исследовательской лаборатории мы старались учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • доступность расположения всех материалов;
  • достаточность.

Для поддержания интереса детей к экспериментированию мы сделали помощника – сказочного персонажа, который помогает в формулировании различных ситуаций для исследования. Назвали мы его профессор Всезнайкин.

Например, дети обнаружили в группе конверт, в котором были карточки с такими рисунками:

Провели опыт “Тонет – не тонет” с различными предметами: резиновыми, деревянными, металлическими, пластмассовыми.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами предметов, научить детей определять легкие и тяжелые предметы – одни из них из них плавают в воде, другие сразу тонут.

Зимой провели опыты с цветными льдинками и занятие-исследование “Какой бывает вода”, что помогло нам познакомить детей с некоторыми свойствами воды: вода может превращаться в лед при замерзании, лед тает в тепле, вода бывает прозрачной и непрозрачной, она течет и т.д.

В нашей мини-лаборатории много разных камешков, которые мы собирали с детьми, приносили родители. С помощью этого природного материала мы провели занятие под названием “Зачем человеку камни нужны?”. Дети рассматривали камни разного размера, цвета, выяснили, что камни очень твердые, что из них можно сделать много полезных вещей, из них можно строить дома, делать вазы, а из некоторых камней – даже украшения.

 

Следующий опыт “Из чего сделано?”.

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из дерева, металла, пластмассы, определять их свойства: твердые, гладкие, шероховатые и т.д.

О свойствах и назначении стекла дети узнали на занятии-исследовании “Мир стекла”. В этом нам помог набор “Стекло и изделия из него”, различная посуда и другие предметы и материалы, также имеющиеся в групповой лаборатории.

Конечно, ни для кого не секрет, что дети почти любого возраста любят играть с песком: лепить из него “куличики” и делать “пирожные”, строить замки, дороги, дома и просто делать “кашу-малашу”. В этих играх дети узнают о различных свойствах песка: состоит из песчинок, сыплется (“течет”), мокрый песок темнее сухого, из мокрого песка можно лепить и строить, а сухой рассыпается.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т.д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей решаются следующие задачи:

  • сочетать показ предмета или материала с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.),
  • сравнивать сходные по внешнему виду предметы,
  • учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений,
  • использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево),
  • о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д.),
  • о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа),
  • о способах исследования объекта,
  • о предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко - далеко; мягкий – твердый; тяжелый – легкий; теплый - холодный и т.д.).