Занятие-игра "Птичий календарь". Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Закрепить и расширить знания детей о перелётных и зимующих птицах.
  2. Дать детям представления об изменениях в жизни птиц в разное время года.
  3. Закреплять умение отвечать на вопросы, развивать логическое мышление, внимание, речь.
  4. Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о перелётных и зимующих птицах, экскурсии в парк, прогулки с наблюдениями за птицами. Д/и “Узнай и назови”. Разгадывание ребусов. Чтение рассказов и стихов о птицах.

Ход занятия

1. Предложу детям отгадать загадку:
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла ... (Весна)

(Е. Карганова)

2. Наступила весна и прилетели птицы. У нас сегодня необычное занятие, а проведём мы с вами занятие-игру. Вы любите играть? Давайте начнём занятие-игру

3. Мне нужна помощница, и она появится, если вы отгадаете, как её зовут:

Кто летает, стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

Появляется сорока.

В: Здравствуй, сорока-белобока – спасибо, что прилетела к нам на помощь. Ты везде летаешь – много знаешь.

Сорока:

Я по городу летаю,
Иногда в лесу бываю,
Птичек знаю хорошо.
Расскажу о них вам всё.

В:

Подожди-ка, белобока –
Говорить ты можешь много.
Пусть ребята нам расскажут,
Что они о птицах знают.

В: Но, сначала надо разделиться на 2 команды, загадываю загадки:

Спиною зеленовата,
Брюшком желтовата
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

l-я команда “Синиц”,– зимующие птицы.

Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать - дворец,
Прилетай скорей ... (Скворец)

2-я команда “Скворцов”, – перелётные птицы.

В: Команды у нас есть, а теперь нужно выбрать жюри.

Команды говорят друг другу приветствие. Сорока находит сундучок.

l-й конкурс: “Загадочный сундучок ”. (Вопрос - ответ)

В: Посмотрите, ребята, какой загадочный сундучок нашла сорока.

Интересно, что там внутри? Ребята, там какие-то номера.

Сорока летает и предлагает по очереди вытащить номер вопроса каждому участнику команды.

Воспитатель зачитывает вопрос под этим номером, а команда даёт на него ответ.

Вопросы к командам.

  1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи).
  2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты).
  3. Где гнездятся скворцы? (В дуплах, скворечниках).
  4. Какая птица не вьёт гнёзда и не высиживает птенцов? (Кукушка).
  5. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи).
  6. Какая птица живёт у нас только зимой? (Снегирь).
  7. Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова)
  8. Какую птицу называют самым лучшим певцом. (Соловей).
  9. Какая птица охотиться ночью? (Сова).
  10. Какие птицы улетают зимовать в тёплые края? (Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, грачи, скворцы).

Слово жюри.

2-й конкурс “Загадок”.

1. Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: “Чик-чирик!”. (Воробей)

2. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её ... (Ворона)

3. Кто присел на толстый сук
И стучит: “Тук-тук, тук-тук?”. (Дятел)

4. Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу. (Сорока)

5. Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная.
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: “Тень, тень!
Как хорош весенний день!”. (Синица)

6. Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде? (Клёст)

7. Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)

8. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки, На головках – хохолки! (Свиристели)

9. Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной! (Соловей)

10. Кто по тропочке идёт
Быстрыми шажками
Длинным хвостиком трясёт?
Догадайтесь сами! (Трясогузка)

Слово жюри.

3-й конкурс: “ Пословиц и поговорок” – кто больше назовёт.

  1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.
  2. Знает птица, что без Родины не годится.
  3. Всякая птица своим пером гордится.
  4. Всякая птица по-своему поёт.
  5. Всякая птица своим клювом сыта.
  6. Воронёнку гнездо – родимая хата.
  7. Сорока без причины не стрекочет.
  8. Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
  9. Соловей берёт пением, а человек - умением.
  10. Журавль прилетел и тепло принес.
  11. Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.
  12. Сорока весть на хвосте принесла.

Слово жюри.

В: Ребята, а я тоже знаю пословицу: Грудь лебединая, походка павлинья.

Лебеди летят, крыльями машут. (Плавные движения руками с большой амплитудой).

Прыгнули над водой, качают головой. (Наклоны вперёд, прогнувшись).

Прямо и гордо, умеют держаться. (Стоят прямо и гордо).

Очень бесшумно, на воду садятся. (Приседания).

4-й конкурс: Закончи предложения.

  1. Воробей маленький, а журавль ...
  2. Ворона большая, а синица…
  3. Сова спит днём, а охотится…
  4. У синицы хвост короткий, а у трясогузки ...
  5. У дятла клюв длинный, а у снегиря ...
  6. Утка серая, а лебедь ...

Слово жюри.

В: “Молодцы! Такие трудные задания выполнили. Ребята, а стихи вы знаете про птиц?” – “Да”.

Читают стихотворение З.Александровой “Птичьи песни”.

1 р.: Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю все, о чём поют
Щегол и реполов.

2 р.: Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
“Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!”.

3 р.: Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни.
Яичек тёплых не бери –
Зачем тебе они?

4 р.: Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.

5 р.: Чтоб накормить своих птенцов,
Набит едою рот,
Найдут синицы червяков
Ползущих в огород.

6 р.: Повсюду птицы полетят –
Они и там и тут:
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.

7 р.: От кровожадных комаров
Покоя летом нет,
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.

8 р.: Поют щегол и соловей
Малиновка и дрозд:
“Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!”.

9 р.: “И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят,
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.

Сюрпризный момент.

В: Ребята, а где же сорока?
И шкатулка куда-то подевалась.
Давайте позовём её.
Дети зовут сороку.

“Влетает” сорока и приносит шкатулку.

В: Ой! Какая тяжёлая Ребята, шкатулка была загадочной, а теперь стала волшебной. Давайте посмотрим, что там внутри? (Ручки)

Сорока вручает авторучки.

В: Наша игра-занятие закончено.

Спасибо всем!