Рефлексия и эмпатия как главные механизмы взаимопонимания на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Педагогическая деятельность, может быть, медленнее, чем другие сферы человеческой практики, но тоже претерпевают изменения. В этих изменениях наметилось множество тенденций. Педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанно- ритуального поведения учителей и воспитателей. Последние все более стремятся к рефлексии процесса и результатов педагогического действия, к выявлению оснований для его исполнения. В современной педагогической деятельности сочетаются, хотя и без противоречий, тенденции к возрастанию ее наукоемкости и усилению субъективно-авторской позиции педагога. Цель данной работы:

  • охарактеризовать взаимодействие личностного смысла педагога и учащегося как цель педагогического общения;
  • раскрыть содержание коммуникативной культуры педагога, также ее аспекты как: владение терминологией, культура речи, поведение в конфликтной ситуаций;
  • остановиться на таких механизмах взаимопонимания, как рефлексия и эмпатия.

Рефлексия и эмпатия как главные механизмы взаимопонимания. Специалист по физической культуре и спорту, несомненно, должен обладать многими качествами, поэтому были выделены следующие наиболее значимые ее компоненты: готовность к саморазвитию, рефлексия, мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач, эмпатия. Педагогическая деятельность учителя физической культуры тренера направлена на формирование физической культуры ребенка, которая является компонентом общей культуры личности, поэтому без осмысления и анализа результатов собственной профессиональной деятельности и труда своих коллег, без постоянного пополнения собственного теоретического багажа, без способности педагога к эмпатии невозможно рассчитывать на эффективность процесса становления личности ребенка. Педагог, имеющий оптимальный уровень развития выделенных нами доминирующих педагогических установок, постоянно стремится достичь в своей профессиональной деятельности более высоких результатов, то есть быть профессионалом.

Личность, способная к саморазвитию, обладает следующими чертами:

  • берет на себя ответственность за свои действия, в том числе,
  • и за свое дальнейшее развитие;
  • решает свои проблемы без ущерба для других;
  • достигает значительного успеха в той деятельности, которая
  • служит для нее объектом самовыражения;
  • получает удовлетворение от своей жизни, в том числе от профессиональной деятельности;
  • открытость переменам и новому жизненному опыту. Рефлексия является одним из ведущих “организмов” в сфере саморегуляции и саморазвития.

Рефлексия - это умение анализировать свою собственную деятельность и поведение, обеспечивать контроль и регулировку в системе “человек - жизненные ситуации”. Рефлексия может выполнять две различные функции: контрольную и конструктивную.

У каждого человека имеется свой рефлексивный аппарат, который формируется в течение всей его жизни. Рефлексия возвращает человека в прошлое и заставляет критически анализировать происходящее, вместе с тем, прерывает прямое течение жизни, останавливает сам процесс, затягивает время.

Чрезмерная потеря времени может привести к потере эффективности, в результате чего последствия могут быть самыми разными.

Достижение успеха - это мотив личности, проявляющийся в стремлении к успеху, что является особенно важным качеством для успешной деятельности учителя по физической культуре и тренера.

Любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без которой невозможна эффективная педагогическая деятельность. Простое взаимодействие учителя и учащегося основано на эмпатии, на переживание и поведения. Преподаватель должен обладать способностью к работе и общению с детьми.

Эмпатия (сопереживание) - это умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других; предполагает уменьшение дистресса другого, оказав ему помощь. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требует чувствования мира партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании.

Организуемый тренером и учителем физической культуры педагогический процесс направлен на физическое развитие и спортивное совершенствование ученика, а это нелегкий труд, требующий максимального проявления физических и психических возможностей ребенка. Очень часто дети, находясь под влиянием авторитета педагога, боятся пожаловаться на плохое самочувствие, что может привести к получению травмы на уроке, или симулируют болезнь и отказываются от выполнения заданий. Для исключения подобных ситуаций необходимо, чтобы у педагога была развита эмпатия, что 4 позволит установить контакт с ребенком и взаимных доверительных отношений.

Рефлексия это готовность к саморазвитию, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, эмпатия к детям, так как они являются не только ее структурными единицами, но и формами проявления.

Для оценки рефлексии определены следующие уровни сформированности рефлексивных умений у учителей физической культуры:

  • повышенный уровень - повышенная возбудимость; неоправданная перепроверка собственных действий, решений и мнений, что может привести к потере времени, однако не всегда возможно затягивать решение тех или иных вопросов;
  • высокой уровень - способен к организации связей между конкретной учебной ситуацией и личностью с выходом на принцип действия, дающий общий план решения педагогической задачи (рефлексия педагогической деятельности); умеет создать связи между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, включающим представление о себе, человеческих отношениях и о других людях, (внутриличностная рефлексия), умеет оценить и предвидеть действия другого человека; умеет оценить свои действия глазами стороннего наблюдателя;
  • средний уровень — не всегда умеет оценить и предвидеть действия учащихся; необъективно оценивает свои действия с позиции стороннего наблюдателя, но способен дать себе и своим поступкам объективную оценку; умеет созидать;
  • низкий уровень - крайне редко анализирует свое поведение, не всегда способен дать себе и своим поступкам объективную оценку.

Рефлексивное отношение человека к собственной деятельности является одним из важнейших психологических условий критического анализа конструктивного совершенствования. Рефлексия обеспечивает “выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней”. Рефлексия характеризует самосознание человека, осмысление им оснований собственных действий и поступков. Рефлексия в социальной психологии - это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению.

В рефлексии даны как минимум шесть человек: индивид, каков он есть на самом деле; индивид как он сам видит себя; индивид, каким он видится другому; и те же три позиции со стороны другого. Рефлексия — это своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотображение содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя. Рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность учителя. Они проявляются:

  • во-первых, в процессе практического взаимодействия учителя с учащимися, когда учитель стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки учащихся;
  • во-вторых, в процессе проектирования деятельности учащихся, когда учитель разрабатывает цели обучения и конструктивные схемы их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития; в-третьих, в процессе самоанализа самооценки учителем собственной деятельности и самого себя как ее субъекта. Учитель призван помогать, самим учащимся анализировать, осмысливать и оценивать собственную деятельность, т.е. рефлексивно относится к себе.

Чтобы дать ученикам всестороннее воспитание, педагог должен уметь разбираться в своеобразии познавательной деятельности ребенка, знать особенности его внимания, памяти, мышления. Необходимо уметь “читать душу” ребенка: понимать его желания, чувства, мотивы поступков, особенности 6 темперамента и характера, волевых чувств и способностей. Но и это не достаточно. Необходимо научиться сочувствовать ему, переживать его эмоции как свои, уметь, как бы, перевоплощаться в своего ученика. Способность индивида эмоционально отзываться на переживания людей называется эмпатией, что в переводе с английского означает “сочувствие, сопереживание”. Эмпатия предполагает способность учиться улавливать те незримые нити симпатий и антипатий, дружбы и неприязни, эмоционального притяжения и отталкивания, которые пронизывают коллектив учащихся и создают в нем неповторимый эмоциональный климат.

Способность учиться к рефлексии и эмпатии можно определить как “социально- психологическую наблюдательность”. Этому феномену уделяется все более пристальное внимание в исследованиях современных психологов.

Заключение

На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный межличностными отношениями. Педагогическое общение между учителем и учащимся приобретает личностные аспекты. В педагогике появились направления, которые связаны с переходом от системы “субъект - объект” к системе “субъект — субъект”.

Ориентация на взаимопонимание проявляется у педагога в форме эмпатии, толерантности, рефлексии собственной профессиональной деятельности.

Единицей мышления учителя выступают при этом не отдельные понятия и категории, а целостная педагогическая концепция личностно ориентированного образования и педагогического общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грехиев В.С. Культура педагогического общения. Москва: Просвещение, 1990г.-144с.

2. Григорьев Т.Г., Кольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. – 2-е изд. – Издательство Новосибирск 1999г.-207 с.

3. Мелибруда Е.Я. Ты –Мы: Психологические возможности улучшения общения. Перевод с Польского – Москва: Прогресс, 1986г. – 256с.

4. Мышление учителя: личностные механизмы / Под редакцией Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – Москва: Педагогика, 1990г.-104с.

5. Немов Р.С. Психология. – Москва: Педагогика, 1990г.-301с.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Москва: издательский центр ВЛАДОС, 1999Г. 576с.

7. Психологический словарь./ Под редакцией В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 1983г. – 448с.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – Санкт-Петербург 1999г. – 416с.

9. Руденский Е.В. Социальная психология. Москва: 1997г. – 224с.

10.Сериков В.В. Образование и личность. Москва: Издательство корпорация “ЛОГОС”, 1999Г. – 272с.